Развитие социальных навыков детей через игры

В написании статьи участвовал(а)

Бекетова Наталия Юрьевна

Реабилитолог, Невролог

Каждому родителю важно следить за развитием социально коммуникативных навыков у своих детей. Умение общаться — это важные навыки для успешной социализации, которые нужно тренировать еще в детстве, с 1 года до 4 лет. Впоследствии такие занятия помогут малышам скорее адаптироваться в обществе и взаимодействовать со сверстниками. В клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» при восстановлении процессов, влияющих на развитие функций мозга ребенка, специалисты работают совместно с врачами, применяя различные активизирующие методики.

Почему важно развивать навыки через игры

Социальные навыки — все способности, которые мы используем для общения и взаимодействия друг с другом. Например, общение словами, жестами, языком тела. Развитие социальных навыков у детей лучше всего происходит через игры.

В игровой форме развитие социальных навыков и умений достигается проще. Дети естественным путем учатся:

  • соблюдать правила;
  • сотрудничать с другими игроками;
  • выражать мысли, эмоции;
  • думать, как достичь цели и победить.

Все умения сразу изучить не получиться. Их очень много. Для ребенка это можно сравнить с марафоном. Поэтому важно выучить сначала одно, закрепить способность, затем переключаться на другое. Другими словами, рекомендуется постепенно овладевать новыми знаниями в комфортном темпе.

Какие бывают развивающие игры

Каждое развивающее упражнение учит определенной коммуникативной способности. Есть следующая классификация игр по развитию социальных навыков у детей:

  1. Сюжетно-ролевые игры тренируют понимание роли и поведение в конкретной ситуации. Такие задания учат связывать сюжетные действия с ролью.
  2. Подвижные занятия укрепляют физическую форму, учат социальному взаимодействию и улучшают координацию движений.
  3. Театрализованные постановки развивают эмоциональную сферу, заставляют сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
  4. Дидактические игры учат распознавать предметы, составлять слова, тренируют мелкую моторику (в случае каких-либо нарушений на базе нашего Центра можно пройти диагностику у специалиста, который оценит расстройство и выберет оптимальный план коррекции и лечения).

Цель развивающих занятий — формирование и развитие базовых социальных навыков у детей. Для достижения этой цели в наших клиниках применяют:

Сюжетно-ролевые игры

Детям предстоит играть заданную по сюжету роль — врача, покупателя или продавца. Для такого сценария хорошо подходит игра «Аптека».

Еще можно попробовать «Мафию». В ней игрок отыгрывает выпавшую ему роль, а мирные участники вычисляют мафию. А мафии предстоит скрываться, хитрить, чтобы горожане ее не вычислили. Каждый день жители голосуют, а ночью мафия убивает одного из мирных.

Такие задания рекомендуются для развития социальных навыков у детей дошкольного возраста.

Подвижные занятия

Здесь подойдут активные занятия с мячом. Два игрока бросают мяч друг другу. Когда один ловит, другой произносит вежливые фразы: «Здравствуйте», «Добрый день», «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте добры».

Если у малыша не получается говорить, родителям рекомендуется помочь, подсказывая слова.

Театрализованные постановки

Это такие игры, что способствуют развитию воображения и других значимых социальных навыков у детей.

На театрализованных занятиях предстоит погрузиться в образ героя. Здесь можно придумать историю персонажа, выражать эмоции, узнать новые слова и улучшить навыки общения.

В этом формате часто играют по сценариям детских сказок: «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок». Взрослый читает текст, а малыши движутся по сценарию рассказчика.

Дидактические игры

Улучшают детскую память, внимание и мышление, мелкую моторику пальцев. Например, в игре «Закончи предложение» ведущий рассказывает историю, а дети придумывают продолжение. Увлекательной игрой для детей является коллективное рисование, когда каждый участник дополняет картину новым фрагментом, а затем делится впечатлениями.

Своевременное использование методик и понимание специалистами нашего Центра процессов, которые вызвали отклонения в развитии нервной системы ребенка, позволили создать эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Сидоренко Маргарита Петровна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов