Развитие социальных навыков детей через игры


В написании статьи участвовал(а)
Сидоренко Маргарита Петровна
Абилитолог, Невролог
Родители должны уделять внимание развитию социальных и коммуникативных навыков у своих детей. Эти умения критически важны для успешной социализации, и их стоит развивать с раннего возраста, начиная с одного года и до четырех лет. Впоследствии такие занятия помогут малышам скорее адаптироваться в обществе и взаимодействовать со сверстниками. В клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» при восстановлении процессов, влияющих на развитие функций мозга ребенка, специалисты работают совместно с врачами, применяя различные активизирующие методики.
Почему важно развивать навыки через игры
Социальные навыки — все способности, которые мы используем для общения и взаимодействия друг с другом. Например, общение словами, жестами, языком тела. Развитие социальных навыков у детей лучше всего происходит через игры.
В игровой форме развитие социальных навыков и умений достигается проще. Дети естественным образом учатся:
- соблюдать правила;
- сотрудничать с другими игроками;
- выражать мысли, эмоции;
- думать, как достичь цели и победить.
Все умения сразу изучить не получится. Их очень много. Для ребенка это можно сравнить с марафоном. Поэтому важно выучить сначала одно, закрепить способность, затем переключаться на другое. Другими словами, рекомендуется постепенно овладевать новыми знаниями в комфортном темпе.
Какие бывают развивающие игры
Каждое развивающее упражнение учит определенной коммуникативной способности. Есть следующая классификация игр по развитию социальных навыков у детей:
- Сюжетно-ролевые игры тренируют понимание роли и поведение в конкретной ситуации. Такие задания учат связывать сюжетные действия с ролью.
- Подвижные занятия укрепляют физическую форму, учат социальному взаимодействию и улучшают координацию движений.
- Театрализованные постановки развивают эмоциональную сферу, заставляют сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
- Дидактические игры учат распознавать предметы, составлять слова, тренируют мелкую моторику (в случае каких-либо нарушений на базе нашего Центра можно пройти диагностику у специалиста, который оценит расстройство и выберет оптимальный план коррекции и лечения).
Цель развивающих занятий — формирование и развитие базовых социальных навыков у детей. Для достижения этой цели в наших клиниках применяют:
Сюжетно-ролевые игры
Детям предстоит играть заданную по сюжету роль — врача, покупателя или продавца. Для такого сценария хорошо подходит игра «Аптека».
Еще можно попробовать «Мафию». В ней игрок отыгрывает выпавшую ему роль, а мирные участники вычисляют мафию. А мафии предстоит скрываться, хитрить, чтобы горожане ее не вычислили. Каждый день жители голосуют, а ночью мафия убивает одного из мирных.
Такие задания рекомендуются для развития социальных навыков у детей дошкольного возраста.
Подвижные занятия
Здесь подойдут активные занятия с мячом. Два игрока бросают мяч друг другу. Когда один ловит, другой произносит вежливые фразы: «Здравствуйте», «Добрый день», «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте добры».
Если у малыша не получается говорить, родителям рекомендуется помочь, подсказывая слова.
Театрализованные постановки
Это такие игры, что способствуют развитию воображения и других значимых социальных навыков у детей.
На театрализованных занятиях предстоит погрузиться в образ героя. Здесь можно придумать историю персонажа, выражать эмоции, узнать новые слова и улучшить навыки общения.
В этом формате часто играют по сценариям детских сказок: «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок». Взрослый читает текст, а малыши движутся по сценарию рассказчика.
Дидактические игры
Улучшают детскую память, внимание и мышление, мелкую моторику пальцев. Например, в игре «Закончи предложение» ведущий рассказывает историю, а дети придумывают продолжение. Увлекательной игрой для детей является коллективное рисование, когда каждый участник дополняет картину новым фрагментом, а затем делится впечатлениями.
Своевременное использование методик и понимание специалистами нашего Центра процессов, которые вызвали отклонения в развитии нервной системы ребенка, позволили создать эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению мозга.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

