Причины нарушений и развитие психомоторики у детей


В написании статьи участвовал(а)
Куличенко Леся Викторовна
Абилитолог, Невролог
Развитие психомоторики у детей начинается сразу после рождения и протекает в индивидуальном режиме. Существуют некоторые симптомы, позволяющие судить о медленном, умеренном или ускоренном процессе становления функциональности. Темповая задержка развития психики и моторики отличается отсутствием патологий головного мозга, прочих неврологических признаков. Слишком медленно развивающиеся малыши вскоре «догоняют» сверстников при условии положительного изменения педагогического подхода, режима дня. Грубую задержку психомоторного развития связывают с патологиями ЦНС, умственными расстройствами. Нарушение психомоторики у больных детей требует сложного лечения. В клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» при восстановлении процессов, влияющих на развитие функций мозга ребенка, мы проводим совместную работу врачей и специалистов по функциональному развитию. Для этого используются различные активизирующие методики.
Причины и симптомы
Малыши с проблемами моторики и психики отстают от нормативов по нескольким возрастным показателям: психологическому, моторному, физиологическому. Нарушения чаще проявляются по таким причинам, как:
- травмы головы, шейного отдела позвоночника;
- наследственная предрасположенность;
- гипоксия, преждевременные роды;
- перинатальная энцефалопатия;
- низкая физическая активность.
Еще одна первопричина такой патологии — недоразвитие мозговых зон, которые отвечают за прием и передачу информации, двигательную координацию. В частности, у маленьких детей с аутизмом расстройство психомоторики развивается вследствие неврологических проблем.
Дети с нарушением психомоторики испытывают затруднения с координацией движений, поддержанием равновесия и выполнением точных и сложных движений (письмо и рисование). Они движутся медленно и неуклюже, что затрудняет выполнение повседневных задач. Вместе с тем, у них отмечаются проблемы с моторной памятью, контролем движений, выполнением повседневных задач и стрессоустойчивостью.
Диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.
Методы коррекции психомоторного развития
Коррекция психомоторики умственно отсталых детей базируется на их эмоционально-познавательной активности. Логопеды и психологи организовывают музыкально-ритмические уроки, коллективную игровую деятельность, подбирают увлекательные упражнения. Они регулярно применяют эффективные методы с целью улучшения речевой практики, развития коммуникативных умений. В процессе коррекционной работы оказывается активизирующее воздействие на анализаторы организма.
Для улучшения психомоторики детей с разными нарушениями речи проводятся занятия, развивающие речевое понимание, восприятие на слух, артикуляцию. Мелкая моторика совершенствуется с помощью:
- сортировки камешков;
- рисования пальцем;
- лепки пластилином;
- собирания пазлов.
Психологическая поддержка, специально разработанные методики помогают детям с психомоторными нарушениями повысить самооценку, добиться эмоциональной стабильности, адаптироваться в коллективе. Специалисты нашего Центра разработали эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга, благодаря своевременному использованию методик активизации мозга и одинаковому пониманию всех процессов, которые вызвали нарушение и мешают развитию его центрального отдела.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

