Польза скороговорок


В написании статьи участвовал(а)
Бекетова Наталия Юрьевна
Абилитолог, Невролог
Часто дети с нарушениями речи затрудняются в правильном образовании определенных звуков, и для преодоления таких трудностей применяются скороговорки, которые помогают им развивать моторику артикуляционного аппарата и улучшать дикцию. Эти короткие, синтаксически правильные фразы представляют собой увлекательную и эффективную форму коррекции работы, которую проводят с детьми логопеды-дефектологи Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр». При восстановлении процессов, оказывающих влияние на работу мозга ребенка, в клиниках нашего Центра проводится совместная деятельность врачей и специалистов в области функционального развития.
Особенности и польза чистоговорения
Скороговорки, или чистоговорки, — это забавные фразы или предложения, содержащие сложные комбинации звуков или их ритмичное повторение. Игры со словами и фразами — достаточно эффективный и интересный метод развития артикуляционных навыков у детей. Суть скороговорок заключается в их сложности произношения и быстроте повторения. А главным преимуществом скороговорения логопеды называют способность улучшать артикуляцию и произношение звуков. В числе других ценных особенностей — развитие:
- дикции и произношения;
- речевой памяти;
- плавности речи;
- когнитивных способностей (концентрации внимания, быстрого усвоения информации).
Такой увлекательный и популярный жанр словесных игр, как скороговорка чрезвычайно полезен для детей с артикуляционными расстройствами, потому что помогает:
- тренировать речевой аппарат;
- развивать слуховое восприятие;
- улучшать память и концентрацию;
- повышать самооценку и уверенность в себе.
Скороговорка как один из жанров фольклора характеризуется интенсивным употреблением звуков и повторением фраз, поэтому их применение в занятиях с детьми с нарушениями речи остается одним из важных и полезных методов в преодолении речевых барьеров. Включение скороговорок в логопедические занятия и домашние тренировки значительно ускоряет процесс исправления речи и помогает детям обрести уверенность в общении.
Коррекционные методы по устранению речевых недостатков
Скороговорки широко используются не только в развлекательных, но и в образовательных целях. В логопедической практике они считаются эффективным коррекционным способом устранения речевых недостатков у детей. Между тем, несмотря на их простоту, эффективность чистоговорок в работе с детьми специалистами наших клиник «НейроСпектр» достигается только при строгом следовании алгоритму:
Предварительный этап
Важно выбрать и подготовить материалы (информационные, иллюстративные, наглядные). При этом нужно убрать звуки, которые вызывают у ребенка затруднения, и сосредоточиться на тех, что он произносит легко.
Этап запоминания
Сначала подбираются простые, короткие рифмованные фразы. Хорошо их произносить перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как образуются звуки, и старался избегать неправильного их произношения — как гласных, так и согласных. Если ему не удается запомнить текст, тогда применяется методика запоминания слов (система различных методов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти при помощи дополнительных ассоциаций). Для устойчивого и легкого запоминания слов фразы заполняются конкретным содержанием, связываются с яркими образами, сильными ощущениями.
На всех этапах обучения специалисты нашего Центра используют игровую форму, которая превращает процесс в увлекательное занятие. Для этого применяются различные методы:
- Картинки и игрушки.
- Звукоподражание и пение.
- Чтение и запоминание стихов, прибауток, потешек.
Тренировки детей с речевыми расстройствами скороговорками проводятся в клиниках детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» с учетом индивидуальных возможностей каждого малыша.
Одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, и своевременное использование методик активизации мозга создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

