Методы музыкального воспитания детей


В написании статьи участвовал(а)
Вертунова Анастасия Андреевна
Абилитолог, Невролог
Мелодия — это органичное сочетание звуковых образов, гармонии звуков и эмоций. О пользе классических произведений и качественных композиций для детей пишут педагоги, психологи, логопеды. Раннее музыкальное воспитание детей способствует личностному развитию, формированию коммуникативных навыков и любви к эстетике. Музыкальное воспитание дошкольников открывает перед ним двери в мир прекрасного, способствует развитию творческих способностей и воображения. В клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» при восстановлении процессов, влияющих на развитие функций мозга ребенка, специалисты работают совместно с врачами, применяя различные активизирующие методики.
Роль музыки в формировании личности
Интерес к песенкам, звукам шумового оркестра, мелодиям проявляется у детей еще в младенчестве. Услышав мелодичные переливы, малыши сосредотачиваются на звуках и начинают танцевать. Физиологическая реакция детей на звуки шумового оркестра легла в основу разработки системы музыкального воспитания. Педагогам нашего Центра «НейроСпектр» аудиоматериал помогает:
- развитию эмоционально-волевой сферы — методы музыкального воспитания способствуют профилактике стресса;
- стимулированию творческой инициативы, исполнительских способностей, эстетического вкуса, креативности, желания создавать оригинальные продукты в практической деятельности;
- формированию усидчивости, внимательности, развитие самоконтроля и произвольности в действиях;
- тренировке когнитивных функций.
Чтобы аудиозаписи и живое звучание фортепиано, флейты, гитары действительно оказывали положительное воздействие на процесс становления личности ребенка, наши специалисты создают для малышей атмосферу творчества. Принуждение к прослушиванию произведений в живом исполнении или в записи, к игре на инструменте в современной технологии музыкального воспитания недопустимы.
Занятия музыкой улучшают память, внимание, креативность и способствуют развитию речи и коммуникативных навыков у детей с неврологическими и психоречевыми нарушениями, помогая им выражать эмоции, улучшить самооценку и уверенность в себе. Музыка способствует развитию слуха, координации движений, эмоциональной сферы, способности к общению. Диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения. Наши специалисты помогут детям с особыми потребностями через музыку находить себя, развивать свои способности и преодолевать различные трудности.
Подходы к знакомству с миром искусства
В современной педагогике сложилось несколько подходов к пониманию сущности методики музыкального воспитания. Однако в каждую из них включены следующие виды музыкального воспитания:
- Знакомство с чистыми нотами.
- Прослушивание мелодичных композиций с простым размером, доступных детскому пониманию.
- Развитие слуха и чувства ритма.
- Знакомство дошкольников с многообразием инструментов, их тембром.
Погружение в мир гармонии и нот начинается с использования на занятиях металлофона, барабана, трещоток, бубна, ложек — простых инструментов, для игры на которых не требуются специальные навыки. Игра на них развивает чувство темпа и ритма. Нужно предлагать дошкольникам различные по стилю песенки.
В среднем дошкольном возрасте детей знакомят с ударно-щипковыми, ладовыми и духовыми инструментами. В этом возрасте педагоги приучают воспитанников анализировать произведения, определять их характер. Начиная с пяти лет целесообразно учить детей воспроизводить услышанные мелодии, подражая педагогу. При выборе инструмента для игры педагоги Центра «НейроСпектр» обязательно учитывают индивидуальные предпочтения каждого малыша.
В нашем Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» врачи и специалисты по функциональному развитию совместно работают над восстановлением процессов, которые влияют на развитие функций мозга у детей. Специалисты нашего Центра используют различные активизирующие методики, чтобы помочь детям достичь наилучших результатов.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

