Что такое эхолалия?


В написании статьи участвовал(а)
Сидоренко Маргарита Петровна
Абилитолог, Невролог
Речь ребенка формируется через подражание взрослым. Дети повторяют слова и фразы, что помогает им расширять свой словарный запас. Однако это является нормой только для раннего возраста. Если в речи дошкольника заметны повторы слов, это может быть эхолалия. Разобраться с проблемой помогут в Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр», где наши специалисты — речевые неврологи, нейропсихологи и логопеды-дефектологи — проведут тщательную диагностику, выявят и эффективно устранят нарушения функционального развития речи ребенка, признаком которого является эхолалия.
Чем обусловлены повторы в речи
Эхолалия является симптомом нарушения развития речи, в основе которого лежат расстройства функционального развития центральной нервной системы. Нарушения, при которых могут появляться повторы слов и словосочетаний:
- Расстройства психики, обусловленные внешними или внутренними факторами.
- Малый объем активного словаря ребенка, слабое понимание малышом длинных предложений.
- Расстройства аутистического спектра, задержка речевого и психоречевого развития, олигофрения, шизофрения.
- Органические поражения головного мозга.
Коррекция эхолалии основана на восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие мозга. В наших клиниках решение этой задачи осуществляется путем организации совместной работы врачей и специалистов в области функционального развития. Мы используем новейшее оборудование, которое позволяет определить, какое нарушение привело к эхолалии, и разработать индивидуальную программу медико-педагогической коррекции.
Как нормализовать коммуникацию дошкольника
Лечение эхолалии у детей основывается на коррекции основного нарушения. При этом дефектологи, речевые неврологи, нейропсихологи, клинические психологи и логопеды работают вместе. Коррекционные и развивающие занятия проводятся в системе и включают в себя:
- дыхательные упражнения;
- игры в паре или микрогруппе;
- диалоги с использованием специальных наглядных пособий, облегчающих коммуникацию детей с аутистическими проявлениями.
Использование современных методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами причин, которые спровоцировали патологию и мешают развитию ЦНС, создают мощный терапевтический алгоритм, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.
Специалисты в наших клиниках используют в работе следующие методы коррекции эхолалии:
- Речевая терапия, в ходе которой ребенок обучается осознанному контролю за своей речью, использованию новых коммуникативных стратегий, выбору адекватного ответа на тот или иной вопрос или выражение.
- Модификация окружающей среды — подразумевает создание благоприятных условий для обучения, включая использование простых предложений, ясных и однозначных команд, различных вспомогательных материалов (фотографий, картинок).
- Альтернативные коммуникативные средства, которые применяются, если у ребенка диагностированы сложности с устной речью (жесты, рисунки или пиктограммы), что помогает малышу выразить свои мысли и понять окружающих.
- Игры и различные активности — научат ребенка правильно использовать речь, а ролевые игры, моделирование различных ситуаций и взаимодействие с другими детьми улучшат его речевые навыки.
Кроме того, значительно усилит эффект терапии вовлечение родителей и учителей в процесс коррекции эхолалии. Все эти меры позволят ребенку продолжать с удовольствием работать над своей речью в повседневной жизни.
Квалифицированный медицинский персонал и многолетний опыт работы специалистов нашего Центра гарантируют правильность лечения с учетом индивидуальных особенностей клинического случая. Мы поможем малышам научиться получать удовольствие от общения.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также

