Что такое дислексия?

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Дислексия — это неврологическое расстройство, затрудняющее усвоение и использование письменного языка. Детям с дислексией бывает сложно распознавать буквы, читать, писать и правильно произносить слова. При этом это состояние совсем не связано с интеллектуальными способностями ребенка: причины зачастую кроятся в генетических факторах или обусловлены окружающей средой. В клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» при восстановлении процессов, влияющих на развитие функций мозга ребенка, специалисты работают совместно с врачами, применяя различные активизирующие методики.

Общая информация о дефекте развития

Если у ученика есть трудности в освоении школьной программы, стоит пройти диагностику у дефектолога, так как сложности в освоении чтения и письма, дефекты речи часто обусловлены дислексией. Этот диагноз связан с нарушением узнавания букв, трудностями восприятия устной речи. Чтобы устранить академические затруднения, необходимо пройти диагностику у специалиста нашего Центра, так как разные виды дислексии требуют различной помощи.

Дислексия диагностируется в ходе планового логопедического обследования у 10 % первоклассников. Трудности в обучении при данном диагнозе обусловлены искаженной работой зрительного или слухового анализаторов, дефектами строения артикуляционного аппарата.

С возрастом проблемы не исчезнут сами собой. Для устранения проблем необходима комплексная программа лечения. Признаки аномалии заметны уже в раннем возрасте. Без коррекционных занятий единичные симптомы дислексии переходят в стойкие отклонения в развитии психики.

Характеристика разновидностей аномалии

В зависимости от локализации очага поражения коры головного мозга, дислексия у детей проявляется разными симптомами: в виде слабой дифференциации похожих по звучанию и артикуляции фонем. Это приводит к ошибкам чтения, пропуску букв при письме. Методика исправления фонематической дислексии предполагает развитие фонематического слуха и звукопостановку отсутствующих в речи фонем.

Семантический вариант нарушения отличается тем, что школьник безошибочно читает слова, но не понимает смысл прочитанного текста. Причина этого кроется в том, что у школьника отсутствует навык составления слов из отдельных слогов и объединения слов в логическое предложение. Семантическая дислексия у детей требует не только дефектологической помощи, но и медикаментозного лечения, так как она часто сопряжена с минимальными мозговыми дисфункциями.

При аграмматической форме заболевания дети демонстрируют скудный словарный запас, состоящий в основном из глаголов и существительных. При этом они часто нарушают лексико-грамматические правила родного языка. Таким пациентам необходим курс групповых логопедических занятий, включающих не только закрепление правильного употребления слов, расширение активного словаря, но и развитие коммуникативных навыков.

Трудности в освоении письма наблюдаются у первоклассников с оптической дислексией, при которой они с трудом распознают буквы. Часто такая разновидность диагноза сочетается с нарушением пространственной ориентировки. Проблемы могут быть обусловлены тем, что ребенок плохо видит. В этом случае рекомендуется записать его к офтальмологу.

Коррекция

Основной особенностью коррекции детей с дислексией является индивидуальный подход, создание поддерживающей среды, чтобы каждый малыш чувствовал поддержку и получал позитивную обратную связь. Систематические занятия помогут преодолеть трудности и развить навыки. Наши специалисты используют разнообразные методики и стратегии для поддержки детей с дислексией:

  • мультисенсорное обучение;
  • работу с карточками;
  • использование компьютерных программ для чтения и письма;
  • сотрудничество с педагогами и логопедами-дефектологами.

В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» работают врачи и специалисты по функциональному развитию. Мы стремимся восстановить процессы, которые влияют на развитие функций мозга у детей. Специалисты нашего Центра используют различные активизирующие методики, чтобы помочь детям достичь наилучших результатов.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Кожевников Алексей Вадимович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов