Наивысшая форма демонстрации человеческих способностей — речь, так сказать итогом развития. Кроме того, она работает в комплексе с некоторыми функциями организма. Именно поэтому слишком медленное развитие речи является одним из показателей задержка психического развития или ЗПР.
Диагноз «ЗПР» в основном используют специалисты отечественной практики. ЗПР по сравнению с другими нарушениями в развитии более поддается изменениям и корректировке.
Классификация ЗПР
Медики придумывали разные классификации. В одной из выделено следующее:
- Отставание в эмоциональной и волевой области — констатирующий генез ЗПР;
- Заболевания именно соматического характера или же двигательная недоразвитость, кроме этого встречается и сенсорная — соматогенное происхождение ЗПР;
- Воспитание было подобрано неверно: использовался метод гиперопеки, гипоопеки, агрессивный или тоталитарный стиль воспитания детей — психогенное происхождение ЗПР;
- Воздействие именно на нервную систему, что и приводит к задержке в развитии детей — церебрально-органический генез ЗПР.
Со временем термин «ЗПР» перестанет существовать. Его не будут использовать ни психологи, ни педагоги и уж тем более врачи. Все потому что термин не несет в себе абсолютно никакой информации о самом нарушении, он просто описывает сами симптомы.
Диагностика
Данный диагноз в основном ставится детским психиатром и неврологом. Но он ставится только после тщательного обследования, которое включает в себя: аппаратные методики, анализ анамнеза и многое другое. Более того перед тем, как поставить диагноз необходимо исключить вероятность других патологических заболеваний. Например, слабоумие. Чаще всего ЗПР — диагноз, который сопутствует какому-то неврологическому расстройство или возможно особая ситуация в жизни, которая влияет на ребенка и затормаживает его естественное формирование.
После того, как был поставлен диагноз ЗПР, то ребенка отправляют к логопеду, а также к нейропсихологу. На обследовании выявляются механизмы задержек и их качества. Ребенку ставят более конкретный диагноз. К примеру, повышенная утомляемость, особенность мышления, алалия, несформированность в сфере контроля или сниженный объем речевого или слухового восприятия. Таких уточнений очень много. У ребенка их может быть несколько.
Лечение
Предотвращать дальнейшее неправильное развитие чаще всего надо именно комплексным лечением. Здесь в работу подключаются многие специалисты: врач-невролог, а также профессионалы лечебно-педагогической отрасли.
Нейропсихолог помогает сформировать функции, которые отстают в развитии. Логопед помогает ребенку с речью: активирует словари, работает над правильным чтением и аккуратным письмом. Логопед помогает предотвратить развития дисграфии, дислексии. Кроме работы данных специалистов во многих случаях требуется работа массажиста, остеопатическое лечение и мануальная терапия.
На западе в медицине используют для лечения ЗПР — транскраниальная магнитная стимуляция или сокращенно ТМС. Работа данная методики работает на безболезненных магнитных импульсах, которые влияют на нервные клеточки. Они находятся в конкретных отделах головного мозга. Эти импульсы не проникают через внешние естественные барьеры организма, и они кратковременные.