Умственная отсталость (олигофрения) у малышей сопровождается недоразвитием интеллекта и психики в целом. Это нарушение появляется из-за врожденной либо приобретенной патологии головного мозга и чаще всего развивается в раннем возрасте. При своевременной лечебной терапии и регулярных коррекционных занятиях у детей есть шанс жить нормальной жизнью: получить образование, реализоваться в профессии. Реабилитологи Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» в Москве успешно занимаются лечением умственной отсталости. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра проводится совместная работа врачей, специалистов в области функционального развития, различных активизирующих методик.
Причины
Существует заблуждение: в неблагополучных семьях рождаются недоразвитые малыши. На самом деле социальный статус и родительское образование тут ни при чем. Детская умственная отсталость преимущественно имеет врожденный характер. В отдельных случаях тяжелая патология головного мозга развивается после черепно-мозговой травмы. Среди иных причин умственной отсталости у детей выделяют:
- наследственную расположенность;
- воспаление мозга, гипоксию у плода;
- недоношенность малыша;
- инфекционные заболевания матери при беременности;
- интоксикацию организма беременной (химическими веществами).
К факторам, которые провоцируют задержку психического развития, часто относят социально-педагогическую запущенность, при которой наблюдается недостаток внимания и обучения по отношению к ребенку.
Симптомы
Дети с олигофренией страдают от нарушения когнитивных функций, испытывают немалые трудности с социальной адаптацией. Среди главных симптомов умственного недоразвития — нарушение интеллектуального и психического развития, дефицит внимания и памяти, расстройство эмоционально-волевой регуляции, слабость мыслительных процессов. Дети, у которых обнаружены признаки умственной отсталости, неспособны к абстракции и обобщению. Легкая форма патологии зачастую не распознается до начала школьного обучения.
Классификация
Существует четыре основные степени умственной отсталости у детей. Они определяются с учетом уровня социальной дезадаптации, коэффициента интеллекта (IQ). Олигофрения классифицируется по тяжести проявлений:
- Умственная отсталость легкой степени (50–70). Никаких физических признаков нет. Больные общительны, приобретают практические знания и опыт, активны в социуме. Одновременно присутствуют нарушения памяти, концентрации, речи.
- Умеренная умственная отсталость (35–49). Выражены физические признаки болезни (аномалии конечностей, неправильная форма головы). Задержка развития заметно сказывается в речи. Мышление слишком примитивное, нарушены внимание и память. Возможно овладение простейшими навыками коммуникации и безопасности.
- Тяжелая умственная отсталость (20–34). Больные отличаются асоциальным поведением, сильно страдают от речевых нарушений, имеют трудности с памятью и мыслительной деятельностью. Им едва удается овладеть навыками самостоятельного обслуживания.
- Глубокая умственная отсталость (менее 20). Отмечается отсутствие общения, мышления, эмоциональной реакции на людей, моторики. Больным тяжело перемещаться собственными силами. Нет навыков самообслуживания.
Дети, у которых обнаружена легкая умственная отсталость, полезны для человеческого общества. Они нормально приспосабливаются к жизненным условиям, становятся неплохими специалистами в профессиях, не требующих высокого уровня образования.
Диагностика
Измерение интеллекта производится с применением специального тестирования. Оно достаточно точно показывает действительный уровень детского интеллектуального развития. Диагностика у специалиста также предполагает прохождение рентгена головы для выявления структурных изменений головного мозга, черепных костей. Эти нарушения нередко развиваются у недоразвитых малышей. Дополнительно назначается КТ либо МРТ, электроэнцефалография.
Лечение и коррекция
При умственной отсталости развитие ребенка проходит в рамках задержки. Основную роль в его адаптации играет обучение и воспитание. Медикаментозная терапия направлена на смягчение либо устранение первопричины олигофрении. Эффективная коррекция сопутствующих психофизических нарушений позволяет улучшить жизненные навыки пациента. Дети обычно проходят специальное обучение, получают психосоциальную помощь.
Комплексное лечение детей, у которых обнаружены симптомы умственной отсталости, состоит из лекарственной (метаболической) терапии и психолого-педагогической коррекции.
Медикаментозное лечение
Улучшить когнитивные функции, устранить поведенческие проблемы, снизить агрессивность и повысить уровень внимания и концентрации помогают лекарственные препараты:
- нейропротекторы, усиливающие пластичность мозга;
- антидепрессанты;
- седативные средства;
- стимуляторы концентрации и другие.
Решение о назначении лекарственной терапии принимается только после проведения всестороннего диагностического обследования и консультации с врачами-специалистами, поскольку каждый ребенок требует индивидуального подхода к дозировке препаратов.
Психолого-педагогическая коррекция
Совместная работа педагога, психолога и родителей реализуется посредством разнообразных психологических и педагогических мер, направленных на максимальное развитие и социализацию детей, их адаптацию в обществе:
- разработка индивидуальной программы коррекционной работы по развитию различных психических функций (внимание, память, мышление и др.) и социально-поведенческих навыков;
- работа с ребенком в специальных условиях с использованием разнообразных методик и техник для развития умственных функций малыша (игровые, зрительные, слуховые и моторные упражнения);
- сотрудничество с родителями и близкими, которые наравне со специалистами Центра «НейроСпектр» участвуют в разработке и выполнении индивидуальной программы.
Психологи и педагоги наших клиник регулярно оценивают прогресс маленького пациента, анализируют результаты его обучения и при необходимости корректируют программу. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.