Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это совокупность аномалий развития, обусловленных логопедическими, психофизиологическими отклонениями. Как правило, эта патология не накладывает отпечаток на интеллект и слух пациента. Но это не означает, что она не нуждается в лечении. Специалисты Центра занимаются комплексной коррекцией выраженного дефекта при данном диагнозе у детей дошкольного и младшего школьного возраста при ТНР.
Классификация тяжелых логопедических нарушений
Основанием для объединения различных тяжелых логопедических аномалий, проявляющихся невнятной речью, искаженным звукопроизношением и фонематическими отклонениями, является общая природа дефекта, определяемая при диагностике ТНР. Все виды ТНР являются специфическими стойкими нарушениями процесса формирования грамматического и лексического компонентов языка. Наиболее распространенными из них считаются:
- афазия;
- стертые формы дизартрии;
- логоневроз (заикание);
- ринолалия;
- тахилалия;
- сенсорная алалия;
- моторная алалия;
- дисфония;
- афония;
- общее недоразвитие речи.
В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» ведется логопедическая работа с детьми, имеющими различные варианты ТНР, которая начинается с комплексной диагностики
Особенности детей, имеющих тяжелые логопедические аномалии
В силу структуры дефекта, дети данной категории нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания. Основными психолого-педагогическими характеристиками детей с ТНР являются:
- трудности при овладении письмом и чтением, обусловленные слабым развитием фонематической системы;
- искаженное восприятие слов собеседника;
- слабое развитие зрительного восприятия, препятствующее усвоению правил графического начертания букв;
- отсутствие реакции детей с сенсорной алалией на обращенные к ним высказывания;
- несформированность пространственной ориентировки, выражающаяся в том, что малыш не понимает ориентиров «справа», «слева» «сзади», «спереди»;
- слабое развитие произвольного запоминания;
- неустойчивое произвольное внимание, трудности переключения с одной деятельности на другую;
- сниженная потребность в общении со сверстниками;
- низкий уровень развития познавательной активности и учебной мотивации;
- нерешительность;
- негативизм;
- агрессивность;
- обидчивость;
- замкнутость.
Перечисленные выше личностные особенности детей служат основанием для разработки специализированных адаптированных программ для лиц с ТНР. По таким программам дефектологи совместно с психологами ведут комплексную работу с детьми, позволяющую социализировать человека с ТНР.
Коррекция тяжелых логопедических отклонений
Коррекция тяжелых форм логопедических аномалий требует участия в этом процессе не только логопеда, дефектолога и психолога, но и педиатра, невролога. Данная категория детей нуждается в комплексном психолого-медико-педагогическом сопровождении. Реабилитационные программы специалисты разрабатывают с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента. В них входят:
- логоритмические задания;
- игры на развитие фонематического слуха;
- занятия, направленные на дифференциацию и автоматизацию звуков;
- упражнения, направленные на укрепление тонуса мышц речевого аппарата;
- задания на развитие мелкой моторики рук;
- артикуляционная гимнастика;
- упражнения на постановку правильного дыхания;
- расширение активного словарного запаса индивида.
Так как коррекционно-развивающие программы строятся с учетом структуры дефекта, при условии систематического посещения занятий, пациентом достигаются такие результаты, как:
- совершенствование моторики губ и языка;
- овладение произвольным расслаблением различных отделов артикуляционного аппарата;
- оптимизация темпа речи;
- повышение уровня развития психических процессов;
- появление у человека потребности в социальном взаимодействии.
В результате систематического посещения коррекционных занятий речь детей с диагнозом ТНР становится более разборчивой. Это создает предпосылки для успешного освоения школьником образовательной программы и успешной социализации.