Нарушение речи у детей при тревожном расстройстве происходит достаточно часто. Это легко объясняется тем, что голосовая деятельность требует комплексного взаимодействия речевых центров, двигательных и когнитивных функций. Кроме этого, имеет значение наличие адекватного эмоционального контроля. Отсутствие одного из этих факторов расстраивает коммуникативные способности ребенка. При обнаружении тревожного нарушения речи необходимо посетить невролога, чтобы вовремя предпринять профилактические меры либо начать лечение во избежание тяжелых речевых дефектов. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.
Причины
Нарушение развития речи у детей часто возникает при постоянном ощущении тревоги и стресса. Эти отрицательные эмоции негативно сказываются на возможности речевого общения. Распространенный пример неблагоприятного воздействия тревожности на состояние детской речи — дисфония и прочие голосовые расстройства. Чувство спазма либо комка в горле возникает вследствие неправильного распределения активности двух функциональных систем: двигательной и эмоциональной. В условиях психотравмирующих обстоятельств когнитивно-осмысленные процессы мгновенно переключаются на автоматические, непроизвольные. Это главная причина появления тревожного нарушения речи у малышей.
Развитию тревожности в детском возрасте способствуют личностные и внутрисемейные конфликты, сложные отношения с родителями, смена детского коллектива, соматические проблемы. У дошкольников тревога не мобилизует внутренние силы, а вызывает их дезорганизацию. Повышение тревожности ребенка свидетельствует о слишком низкой эмоциональной приспособленности, развивает неуверенность в своих силах.
Симптомы
В случае несогласованной работы функциональных систем детского организма (когнитивной, эмоциональной и двигательной) наблюдается расстройство речевой деятельности. Выражается оно преимущественно нарушением построения речи и следующими типичными симптомами:
- забывание названий предметов;
- искажение интонации и темпа;
- перестановка звуков в словах;
- устойчивое повторение фраз;
- ухудшение слуховой памяти.
Во многих случаях тревожное нарушение речи у маленьких детей проявляется заиканием. Оно усиливается при стрессовых обстоятельствах и нередко исчезает в спокойной или привычной для малыша обстановке.
При обнаружении любого из приведенных симптомов у малыша необходимо обратиться за профессиональной медицинской помощью. У родителей не будет повода беспокоиться, потому что наши специалисты с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему: диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции/
Лечение
При диагностике синдрома тревожных нарушений в зависимости от тяжести состояния маленького пациента врач-невролог назначает медикаментозную терапию и эффективные вспомогательные методики:
- лечебную физкультуру;
- иглорефлексотерапию;
- физиотерапию;
- массаж.
Быстро снизить уровень тревожности помогают регулярные занятия с психологом. Параллельная коррекционная работа логопеда-дефектолога направлена на устранение речевых проблем. Дополнительно можно предпринять следующие меры:
- создать благоприятную атмосферу в семье и обеспечить поддержку со стороны родителей и близких;
- пройти когнитивно-поведенческую терапию для понимания и изменения негативных мыслей и поведения;
- обеспечить рациональное и сбалансированное питание, богатое витаминами и минералами;
- практиковать релаксацию и медитацию для снижения уровня стресса и тревожности;
- обеспечить социальную поддержку, чтобы ребенок имел возможность общаться с друзьями;
- ограничить экранное время, чтобы ребенок не проводил слишком много времени перед телевизором или компьютером;
- обучить навыкам решения проблем для эффективного управления стрессом.
Успех лечения тревожного нарушения речи у дошкольников гарантирован при раннем выявлении этого расстройства, своевременном обращении к специалистам, строгом соблюдении их рекомендаций.
Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.