Симптомы
Есть виды дислексии, которые связаны с несформированностью функций речи, но проявления данного заболевания у незрячих детей связывают с проблемой психических функций. В последнее время наблюдается рост количества пациентов детского возраста с различной степенью выраженности проблем данного характера.
Ребенок с проблемой тактильной дислексии страдает от невозможности нормально читать специальные тексты для слепых в силу затруднения определения комбинации точек и соотношения ее с соответствующим символом. Сложности обычно возникают при попытках прочтения цифр и букв со сходным тактильным ощущением.
Симптомы дислексии у незрячих проявляются следующим образом:
- прерывистые, беспорядочные движения рук;
- постоянное возвращение к прочитанным символам;
- нарушение мелкой моторики;
- спастичность, повышенный мышечный тонус рук;
- замещение горизонтальных движений вертикальными;
- слишком сильный нажим или большая амплитуда.
Чаще всего тактильная дислексия возникает у детей с нарушениями осязательного восприятия. Самые тяжелые формы болезни проявляются не только при попытке чтения отдельных знаков, но также слов и целых фраз. В этом случае ребенок не в состоянии понять сложные символы, смешивают слова, перескакивают через строки, вырабатывает компенсаторный механизм угадывания текста. Тактильная алексия сопровождается полной невозможностью различить любые виды символов, в этом случае лечение потребует длительного времени и усилий.
Лечение
Эффективная коррекция дислексии у слепых детей требует комплексного подхода к терапии. Чем раньше будет оказываться профессиональная помощь, тем легче и быстрее можно достичь хороших результатов. Таким ребенком занимаются сразу несколько специалистов: дефектолог, логопед, массажист, врач по лечебной физкультуре. Все эти методы преследуют основные цели:
- развитие тактильной чувствительности;
- улучшение кинетического восприятия;
- выработка координации движений рук;
- формирование правильного представления о пространстве.
При тяжелой форме дислексии у детей специалисты Центра выстраивают план лечения на нормализацию простого пространственного представления и развитие мелкой моторики рук. Помогают в этом следующие упражнения:
- выкладывание мозаичных узоров;
- нанизывание бусин на нитку;
- сортирование мелких предметов разной формы;
- определение рельефных несложных рисунков;
- выполнение аппликаций;
- лепка из пластилина или глины.
Терапия тактильной дислексии относится к непростым задачам. И решить ее помогает только целенаправленная работа опытных специалистов. Активное участие логопеда состоит в том, чтобы развить у пациента пространственное и тактильное восприятие и сформировать правильный образ символов (цифровых и буквенных). А потом закрепить эти навыки в виде слогов, слов и целых предложений. От результата зависит успешность дальнейшего обучения, степень самооценки ребенка, его способность достигать поставленной цели.