Что такое СДВГ?
Это заболевание предполагает функциональную незрелость в лобных долях головного мозга ребенка, отвечающих за поведение, самообладание, устойчивость внимания и принятие решений.
При синдроме дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, особенно у мальчиков часто нарушены психические процессы.
Ученые пока не могут объяснить почему возникает этот синдром. Многие говорят о том, что, если при беременности мать курила, употребляла алкоголь, жила в неблагоприятной среде, перенесла травмы или инфекции — все это может сказаться впоследствии на ее малыше. На развитие у ребенка большой активности могут также сказаться хронические болезни матери, кесарево сечение, отравление наркозом, неправильное положение плода, угроза выкидыша. Если малыш тяжело заболевает с высокой температурой — это тоже может стать причиной возникновения у него впоследствии синдрома.
Симптомы проявления заболевания
Как правило, в младенческом возрасте и в самые первые годы жизни заболевание синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) родители у ребенка не наблюдают. О том, что СДВГ все — таки у малыша есть, они обнаруживают только тогда, когда приводят его в детский сад или в школу. Воспитатели в детском саду или учителя в школе говорят родителям о том, что их ребенок невнимателен, импульсивен, гиперактивен.
Родители могут заметить это и дома. Малыш становится суетливым, не может на чем — то сосредоточиться, бесцельно бегает, не играет в спокойные игры. Что же происходит с ребенком в этот момент? Просто его нервная система пока не готова справляться с такими сложными психологическими нагрузками, ему не нравится дисциплина в учреждении, у него часто меняется настроение. Ребенок становится расторможенным, импульсивным, нетерпеливым, невнимательным, рассредоточенным.
В дошкольном учреждении такой ребенок болтает на занятиях, очень неусидчив. Нередко он совершает необдуманные действия, постоянно находится в движении. Многие считают такого ребенка невоспитанным, бесшабашным или излишне темпераментным малышом. Такой ребенок часто ломает или бросает на пол игрушки, часто становится агрессивным и. как правило, отстает от своих сверстников в речевом развитии.
Все эти симптомы усугубляются после того, как ребенок идет в школу. На уроках он может вставать с места и бегать по классу, часто перебивает учителя, выкрикивая ответ и не слушая до конца вопрос. Отсутствие внимания приводит к тому, что ребенок не может элементарно слушать учителя, доводить начатые задания до конца, легко отвлекается на что — то другое. Как следствие, все это приводит к снижению его успеваемости, а значит и к снижению полноценного развития интеллекта. Ребенку становится тяжело учиться, и он не справляется со школьной программой. В более тяжелых случаях у ребенка может возникнуть отставание от сверстников в развитии психики на полтора — два года, нарушение чтения (дислексия) и письма (дисграфия).
Как диагностировать и лечить это заболевание?
Диагностировать синдром может только специалист. Детский невролог проведет с ребенком специальные тесты, проведет МРТ и ЭЭГ исследования и поставит правильный диагноз.
Часто родители тревожатся напрасно, путая особенности темперамента своего ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Заболевание можно вылечить двумя способами: фармакотерапевтическим и нейропсихологическим способом. Врач может назначить ребенку такие медикаменты, которые стабилизируют нервную систему малыша. Это первый подход к лечению заболевания, при котором метаболические препараты улучшают работу головного мозга.
Второй подход включает в себя лечебные занятия с логопедом, преподавателем при наблюдении ребенка у нейропсихолога. Кроме того, при лечении синдрома может использоваться метод воздействия на кору головного мозга слабым электромагнитным полем. Этот метод сглаживает основные симптомы синдрома. Помогает ребенку также рефлексотерапия, массаж.