Сенсорная система — это совокупность элементов нервной системы, отвечающих за восприятие внешних или внутренних сигналов. Она состоит из участков головного мозга, нейронных связей, разных рецепторов. С помощью вкуса, слуха, осязания, зрения и обоняния человек ощущает температуру, звук, вкусовые оттенки, давление, аромат. Сенсорное голодание — это пониженная чувствительность к стимулам внешней среды. Оно сильно ухудшает качество жизни ребенка, препятствует его нормальному развитию. Чтобы навсегда избавиться от такого состояния, нужно обратиться в Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр». При восстановлении процессов, нарушивших развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра проводится совместная работа врачей, специалистов по функциональному развитию.
Причины
В последнее десятилетие увеличивается количество гиперактивных малышей с непредсказуемым поведением. Специалисты объясняют такую тенденцию трудностями создания адаптивного ответа на раздражители сенсорного характера. Среди основных причин подобного расстройства выделяют:
- проблемную беременность;
- очень сложные роды;
- наследственные патологии родителей;
- пребывание малыша в условиях дефицита стимуляции (визуальной, обонятельной, звуковой, тактильной).
Сенсорное нарушение — это отсутствие человеческой реакции на звук, свет, тактильные прикосновения. Маленькие дети, страдающие таким расстройством, обыкновенно привлекают к себе внимание движениями. Во время общения они следят за губами собеседника, а сами зачастую разговаривают с трудом (неразборчиво выговаривают слова).
Классификация
Информацию об окружающей среде человек получает только через сенсорные анализаторы. В случае расстройства функционирования одного из них познание становится проблематичным. Выделяют такие виды сенсорных нарушений у детей:
- Эмоционально-сенсорное. Отмечается ухудшение чувствительности мышц, восприятия, внимания.
- Зрительная агнозия. Наблюдается неправильная работа анализатора зрения из-за нарушений в больших полушариях головного мозга.
- Слуховая агнозия. Возникают проблемы со слуховым восприятием.
- Тактильная агнозия. Человек неспособен воспринимать предметы на ощупь.
Если у малыша проявляются симптомы сенсорной дисфункции, его необходимо срочно записать к специалисту Центра на обследование. При раннем диагностировании болезни будет достаточно времени для адаптации больного к нормальной жизни.
Диагностика
Обнаружить проблему сенсорной обработки информации у ребенка помогает специальный тест. Родители отвечают на множественные вопросы, врачи оценивают поведение малыша по пятибалльной шкале. В заключение они определяют уровень имеющихся нарушений, а также их особенности.
При необходимости дети обследуются дополнительно посредством спецзаданий. Врач проверяет сенсорную защиту, гравитационную небезопасность, развитость внимания, ответы на движения, коммуникативный дефицит, степень активности. Вовремя проведенная диагностика у специалиста позволяет поставить ребенку точный диагноз, составить эффективный план коррекции.
Лечение сенсорных нарушений
В процессе коррекционных уроков выполняются многочисленные упражнения, со временем усиливающие различные ощущения. Также применяются игры, улучшающие работу вестибулярного аппарата, рецепторов (слуховых, тактильных, визуальных). Коррекционный комплекс состоит из нескольких блоков:
- Вестибулярная и проприоцептивная стимуляция. Игры, связанные с линейными и угловыми движениями, преодолением сопротивления движению и изменением скорости. Используются различные качели, платформы и горки. Формируется образ тела, понятие о положении в пространстве и мышечной активности.
- Тактильная стимуляция. Для усиления интеграции сигналов, поступающих через кожу, используются различные виды тактильных стимулов. Это и растирание щеткой, и массаж текстурированной тканью, и вибраторы. Также приветствуются игры в сухих бассейнах и пересыпание круп руками. Главный принцип — активность должна быть успокаивающей, т. е. это не должен быть «универсальный» подход, а скорее, «индивидуальный».
- Визуальные стимулы. Игровые упражнения с разноцветными гирляндами, зеркалами и калейдоскопами. Эффектная работа с песком, театр теней. Для детей старшего возраста используются более сложные изображения, задания на оценку расстояния и перспективы.
- Стимуляция вкуса и запаха. Для расширения перцептивного опыта используются задания с натуральными продуктами (фруктами, овощами), ароматными растениями и специями. На первом этапе рекомендуется просто находиться рядом с источником аромата, далее ароматы нюхаются, пробуются на вкус и группируются.
- Слуховая стимуляция. Сюда относятся игры с погремушками, музыкальными инструментами, контейнерами с песком или зерном. Эффективным может быть также использование аудиозаписей различных звуков (например, дождя, пения птиц, голосов). Рекомендуется внимательно слушать и определять источник звука.
В ходе коррекционной работы на всех этапах ее проведения специалист внимательно наблюдает за детской реакцией, контролирует степень внешнего влияния. Коррекционный комплекс, как правило, подбирается в индивидуальном порядке. Своевременно начатые занятия для детей по сенсорной интеграции значительно повышают шанс на достижение положительных результатов. В Центре «НейроСпектр» вопросам эффективности работы придают первостепенное значение. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.