В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «Нейроспектр» в Северном Медведково города Москвы на основе современных теоретических разработок и многолетнего опыта практической работы создана эффективная методика коррекции различных нарушений, которая позволяет добиться улучшения в 100% случаев. Она коренным образом отличается от подходов, которые применяются как в России, так и в мире, поскольку воздействует не на симптомы, а на причину состояния маленького пациента.
Симптомы
В целом ребенок может говорить. Общается активно, иногда слишком эмоционально. Однако сенсорная алалия влияет на критическую оценку ребенком своей речи. Из-за этого он возможно даже не понимает того, о чем говорит. К симптомам относятся:
- Хотя слух сохраняется, внимание неустойчиво. Наблюдается усиление чувствительности к ряду звуков — гиперакузия.
- Также проявляется нарушение фонематического восприятия речи — мозг не обрабатывает поступающие в него сигналы. Из-за этого ребенок и не понимает услышанного.
- С большим трудом запоминаются звуки.
- Могут проявляться признаки логореи — склонности к созданию несуществующих слов и фраз. Также возможно смешение слогов, слов, фраз.
- Навязчивое стремление повторять услышанные слова и фразы, например, из мультфильмов или рекламы. Сложность обнаружения симптома в том, что сказанное ребенком может казаться чем-то осмысленным. Однако при изменении фразы понять ее он уже не сумеет.
Зависимость методик обучения от формы сенсорной алалии
Коррекционно-логопедические работы по сенсорной алалии требуют учесть форму заболевания. Для начала важно обследовать пациента, чтобы понять, степень тяжести заболевания. Занятия должны включать комплекс упражнений и задания.
Следует различать легкую форму сенсорной алалии и грубую. При легкой форме пациент понимает отдельные слова и фразы, однако не способен использовать их самостоятельно или выделять в произнесенном предложении.
Грубая форма алалии приводит к нарушению интеллекта и психики. Ребенок теряет способность к пониманию слов, сказанных окружающими. Для работы с грубой формой стоит привлечь специалиста.
Построение занятий
При сенсорной алалии логопедическое воздействие направляется на тренировку целого ряда реакций. Нужно тренировать не только собственно фонетический слух, но и моторику, память, внимание. Систему тренировок следует выстраивать комплексно.
Другим моментом является контроль окружения. Любой источник звука оказывает на больного влияние, поэтому важно устраивать режимы тишины. Количество звуковых раздражителей для пациента тоже лучше понизить, чтобы он лучше учился выделять нужные звуки. Понижение звуковых раздражителей используется и на время проведения занятий. Основная задача логопедической работы при сенсорной алалии — приучить пациента понимать речь в различных ситуациях и формировать грамотную речь самостоятельно.
Упражнения можно оформлять в формате разнообразных игр. Дети любят игры и так им будет лучше запомнить урок
Особенности логопедической работы при сенсорной алалии
Главная задача пациента — научиться различать звуки. Этому способствует упражнение «Какой звук». Пациенту показываются различные музыкальные инструменты, приспособления и игрушки. Задача — определить звук, издаваемый предметом. Так же важно воспроизвести звук самостоятельно.
Выделяются различные этапы логопедической работы при сенсорной алалии. Ранняя стадия занятий должна включать в себя и упражнения по развитию моторики. Данный комплекс учит не только самой моторике, но и управлению вниманием и дисциплине в целом.
Дальше нужно научиться формировать речевые звуки. Здесь поможет игровое занятие «Кто говорит?» Вначале ребенку показывается изображение животного, а затем учитель произносит соответствующие звуки, как бы подражая животным. Ребенок должен их повторять.
Для отдыха используется упражнение «Веселая зарядка». Педагог показывает движения и действия, сопровождаемые текстом. Пациент должен их повторять. Важно чтобы движения показывались не только в заданном порядке, а в разнобой. Это будет учить различать движения, а не только повторять.
Ролевые игры способствуют накоплению словарного запаса. Будет неплохо продумать сюжет для таких игр, чтобы сделать обучение интереснее. Ролевые игры способствуют усвоению грамматической структуры родного языка и адаптации к перемене окружения. К примеру, можно организовать игру про знакомство, прием гостей или поход в магазин. В таких ситуациях ребенок будет учиться запоминать типовые фразы и приспосабливаться к соответствующей обстановке. Естественно, все стоит проводить в доме в кругу близких людей.
Приучение к чтению особенно важно. Чем раньше больной алалией научится читать, тем быстрее получит опыт понимания слов и фраз. Следует подбирать книжки с картинками — с их помощью лучше ассоциировать звук с изображением.
Обучению чтению способствует игра «Покажи букву». Здесь пациент показывает карточки в соответствии с буквами, которые произносит учитель. Для закрепления следует повышать сложность, используя слоги и слова.
Для тренировки умения слушать используются занятия по выделению различных звуков в слове. Этому способствует использование карточек и выстраивание ассоциаций с изображениями или буквами, которые находятся в начале слова.
Также важно приучить пациента к составлению слов из слогов. Для этого используется игра «Сложи слог». Ее условия таковы: следует составить слово из карточек со слогами, а затем при помощи учителя озвучить.
Поздние этапы обучения должны включать не только простые изображения, но и различные схемы и карточки с изображениями.
На последнем этапе обучения пациент должен составить грамотный рассказ на заданную тему. Для помощи возможно использование изображений, вопросов наводящего характера, игры и упражнения про объединение слов в группы. Еще важно постоянно расширять словарь пациента.
Таким образом, мы видим, что ребенка нужно не только избавлять от раздражителей, но и умело использовать самые разные их варианты в обучении. Важно помнить, что сенсорная алалия не является простой болезнью, с которой можно справиться только собственными силами. Для лечения лучше обратиться к специалисту.
Методика центра основана на глубоком понимании физиологии нервной системы детей. Задача специалистов нашего центра, родителей и самого ребенка — восстановить имеющиеся нейронные связи или создать новые, выполняющие функцию разрушенных. Над решением этой задачи работают врачи, дефектологи и педагоги. От родителей требуется поддержка и выполнение упражнений с ребенком дома. От самого малыша — вовлеченность и интерес к занятиям, который обеспечат опытные педагоги.