Скрытый фактор
Семантическая афазия — болезнь неявная, она часто маскируется под другие нарушения, и обнаружить ее довольно сложно. Врачам и педагогам удалось описать заболевание, наблюдая тяжелые формы, которые встречаются крайне редко, и выделить три стадии:
1) легкая — пациенту сложно установить причинно-следственные связи, поэтому он плохо решает логические задачи и не может подобрать к слову синонимы и антонимы;
2) среднетяжелая — возникают проблемы со счетом и математическими задачами, пациент не понимает логико-грамматические конструкции, переносный смысл слов ему недоступен, поговорки и пословицы трактует буквально;
3) тяжелая — к речевым нарушениям добавляются расстройства пространственного восприятия, вплоть до путаницы при названии частей собственного тела, грамматические конструкции, даже падежные окончания, не воспринимаются.
Чаще всего встречается легкая форма. Предложения ребенок строит слишком простые и иногда допускает грамматические ошибки. Он перестает различать части речи. Если существительное подразумевает действие, например «ходьба», пациент сочтет его глаголом. Простые инструкции вроде «покажи стол пальцем» могут выполняться с ошибками или просто не пониматься.
Болезнь, снимите маску!
Зона поражения головного мозга при семантической афазии — височно-теменно-затылочный стык ведущего полушария. Именно здесь происходит обработка информации, поступающей от зрения, слуха и прочих чувств. Если эти детали не удается объединить, они теряют свое значение, поэтому и возникают характерные расстройства. За понимание буквального смысла слов отвечает другой участок коры, поэтому оно не затронуто. Нарушены понимание смысла предложений (отдельные слова понятны, всё вместе — нет). Пациенту бывает сложно подобрать слова, чтобы высказать свою мысль. Страдает и пространственное мышление. Если одновременно затронуты и другие структуры мозга, развиваются сочетанные виды нарушений.
При амнестико-семантической афазии пациент, и без того испытывающий затруднения с подбором слов, забывает их прямое значение. Ему приходится объяснять, какой предмет имеет в виду, что с учетом семантических проблем дополнительно затрудняет возможность общения.
Семантическая сенсорная афазия — это сочетание потери логических связей с утратой правильности восприятия взаимоотношений предметов. Усиливаются обусловленные семантическим компонентом проблемы с категориями «перед» и «после», «над», «под», «внутри», «меньше» и «больше». Пациенту сложно ориентироваться по карте, узнавать время по часам, исчезает понятие разрядности числа.
Сочетание семантической афазии с любыми другими нарушениями, не только речевыми, значительно усложняет постановку диагноза, поскольку маскирует семантический компонент расстройства. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» с такими задачами справляются благодаря взаимодействию нескольких квалифицированных специалистов — неврологов, психиатров, логопедов, психологов, реабилитологов.
Одному не справиться
Симптомы семантической афазии напоминают прочие речевые расстройства, например амнестическую афазию, которая встречается гораздо чаще. Два основных специалиста, которые начинают диагностику, — это невролог и логопед.
Невролог устанавливает, какие именно повреждения мозга вызвали нарушение речи. Для этого проводится полный неврологический осмотр, оцениваются рефлексы, симметричность тонуса мышц. Врач проверяет, как пациент ориентируется в пространстве, узнает ли предметы и звуки, способен ли выполнять действия по просьбе.
Логопед определяет, какие именно структуры речи задеты. Поскольку основным механизмом семантической афазии является утрата понимания смысла речевых оборотов и, реже, отдельных слов, основное обследование направлено на то, чтобы выяснить, как глубоко распространяется патология.
Нет проблем!
Лечение семантической афазии назначает невролог. Но работает с пациентом группа специалистов:
- врачи назначают лекарства, чтобы подпитать нервную систему и улучшить кровообращение в головном мозге, и физиотерапию для борьбы с гипертонусом мышц или, наоборот, с излишней их расслабленностью;
- логопед занимается речевой реабилитацией, восстанавливая понимание слов и счет — у взрослых людей этот этап проходится по желанию пациента, а у детей он обязателен, поскольку дефект речи может отразиться на восприятии школьной программы и успехах в русском языке;
- психиатр, нейропсихолог и реабилитологи подключаются по необходимости.
Восстановительное обучение при семантической афазии заключается в реабилитации пространственного восприятия и восстановлении причинно-следственных связей.
Если поражение, из-за которого возникла семантическая афазия, больше не влияет на пациента (устранены последствия травмы, подобрана терапия эпилепсии), то прогноз по самому речевому расстройству хороший. Достаточно, чтобы ребенок сам хотел заниматься с логопедом. Специалисты нашего Центра умеют разбудить интерес к занятиям даже у тех малышей, которые изначально не воспринимают логопедические занятия как что-то привлекательное, поэтому и результаты не заставляют себя ждать.