Проблема падения грамотности сегодня касается многих учащихся. Виной тому снижение интереса к свободному чтению, количества времени, уделяемого ему, и падение качества художественной литературы, в том числе и детской. Препятствием к освоению письма могут быть и логопедические, а также нейропсихологические проблемы, когда нарушается восприятие и воспроизведение звуков и графем. Устранить этот барьер помогают специалисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр». Профильные врачи и педагоги, корректирующие такие дефекты, как дисграфия, дизорфография, дислексия и другие, помогают научиться правильно писать без ошибок, грамотно строя письменную речь.
Каковы причины неграмотного письма
Неправильное написание знакомых слов у ребенка школьного возраста может быть связано с педагогической запущенностью, логопедическими нарушениями и недостаточным развитием высших психических функций. Среди распространенных причин следует назвать:
- недостаточный словарный запас;
- двуязычное (или более) окружение, а также преобладание диалекта в языковом окружении;
- отсутствие качественной литературы и практики регулярного чтения;
- проблемы с развитием памяти, речи и интеллекта.
Чтобы научиться в будущем правильно писать без ошибок, ребенок должен примерно к семи годам усвоить, как звучит правильная, четкая и выразительная речь на родном языке. По мере освоения чтения хорошая литература поможет ему закрепить в памяти графические образы слов и пунктуацию. А это облегчит правильное написание, сделав его во многом автоматическим.
Если присутствуют речевые, поведенческие и психологические нарушения, требуется работа с профильными врачами. Без обращения к специалистам клиники, профессионально корректирующим такие дефекты развития, работа над грамотным письмом может обратиться в бесконечную и безрезультатную трату времени.
Как достичь высокого уровня грамотности
Чтобы научить ребенка писать без ошибок, нужно сначала научить его правильно распознавать и понимать правописание слов, убедить его в важности письменной грамотности и проводить регулярные тренировки в написании слов, предложений и текстов.
Родителям, которые желают своему ребенку успехов в учебе и последующем профессиональном развитии, нужно еще в дошкольный период позаботиться о предпосылках к высокому уровню интуитивной грамотности. Как же заранее помочь ребенку научиться в будущем грамотно писать? Для этого нужно:
- подобрать для регулярного чтения качественную детскую литературу с богатым и ярким языком (А.С. Пушкин, К.Д. Ушинский, К.И. Чуковский, В.Ф. Одоевский, Н.Н. Носов, Л.Н. Толстой и другие классики);
- работать над качеством собственной разговорной речи, ее четкостью, выразительностью и эмоциональностью;
- развивать память и речь ребенка;
- увлечь ребенка словесными играми.
Как показывает практика работы врачей-логопедов с детьми дошкольного возраста, эти правила помогут не только научиться писать в будущем без ошибок, но и очень хорошо влияют на структуру как устной, так и письменной речи.
Школьнику, уже освоившему письмо, рекомендуется играть в письменные игры. А также регулярно выполнять очень эффективное задание: списывать или писать под диктовку отрывки из произведений отечественных классиков.
Эти приемы являются отличным подспорьем для развития интуитивной грамотности, не требующей зазубривания правил. Работу же с правилами нужно строить так, чтобы ребенок понял их смысл и логику уже при объяснении и закрепил в памяти многократным повторением в примерах.
Грамотное воспитание в дошкольный период и, при необходимости, помощь специалистов Центра в области речевого развития помогут обеспечить наилучшие условия для успешного овладения письмом в школьные годы.