Сонорные звуки — в чем их отличие и особенности
Сонорные, или иначе, звонкие согласные, которые состоят из шума и голоса, задействуют максимум возможностей голосового аппарата. В их создании участвуют одновременно голосовые связки, легкие, язык, небо, зубы и губы. Наиболее сложные в произношении сонорные звуки «Л», «М», «Н», «Р» и «Й» могут произноситься твердо (кроме «Й») или мягко. Дольше всего неправильное произношение в каком-либо варианте допускается для звуков «Л» и «Р». До пяти лет это может быть вариантом нормы, однако в более позднем возрасте нарушение сонорных звуков уже служит поводом для обращения к профильному специалисту — логопеду-дефектологу. Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» поможет разобраться в причинах дефектов и в занимательной для ребенка игровой форме сформировать корректное произношение.
Варианты нарушений при произношении звонких (сонорных) согласных
Один и тот же сонорный звук разные дети могут произносить неправильно по-разному, пропуская его, заменяя другими или искажая. В зависимости от того, какой звук вызывает у ребенка затруднение, выделяют:
- ламбдацизмы — пропуск или искаженное произношение твердой или мягкой «Л», или параламбдацизмы — замена звука другими;
- ротацизмы и параротацизмы — то же, но для твердого или мягкого «Р».
Для того чтобы определить, какую именно ошибку допускает ребенок во время произношения сонорных звуков, следует знать, как именно должен работать артикуляционный аппарат для каждого из них.
Правильная работа артикуляционного аппарата при произнесении звонких согласных
Правильное положение артикуляционных органов во время произнесения звуков обеспечивает ясное и четкое произношение. В норме эти органы должны занимать определенное положение:
- звук «Л»: верхние резцы служат упором для кончика языка; между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохождения воздуха при выдохе; при твердом «Л» корень языка приподнят, а средняя и передняя часть его спинки прогибается вниз, при мягком — наоборот, преграждает воздуху выход через нос поднятое мягкое небо;
- звук «Р»: через разомкнутые губы видны зубы; принявший форму ложечки кончик языка вибрирует в области альвеол (для твердого «Р») или ближе к верхним резцам (для мягкого); напряженный корень языка опущен при твердом «Р» или поднят при мягком; нижняя челюсть напряжена, как и середина спинки языка.
При произнесении обоих звуков вибрирующие голосовые связки смыкаются.
Выяснив, в чем именно кроется ошибка — в неправильном взаимном расположении языка, зубов, губ или неба, можно подбирать соответствующие упражнения, систематическое выполнение которых поможет исправить артикуляционный уклад и добиться автоматизации сонорных звуков.
Как проходит работа по устранению ошибок в произнесении сонорных звуков
Звонкие согласные звуки при нарушенной артикуляции требуют длительной и сложной работы. Постановку сонорных звуков для детей дошкольного возраста эффективнее всего проводить в игровой форме.
Работа проходит в несколько этапов. Во время занятий логопед использует разные способы постановки сонорных звуков, опираясь на уровень развития, склонности и заинтересованность ребенка. Это могут быть упражнения на подражание звукам животных или предметов, обучение правильной артикуляции через образы (положение языка имитирует, к примеру, самолет), разъяснение верного положения или движения языка, губ с одновременным контролем над правильностью выполнения, произнесение опорного гласного звука при определенном положении языка, губ.
Все основные упражнения предваряет гимнастика для сонорных звуков. Она также подается в форме игры — когда, например, через вытянутые трубочкой губы ребенок играет легким шариком в футбол, как бы дуя на мячик.
Сложная комплексная работа по устранению дефектов в произнесении сонорных звуков должна проходить под руководством профессиональных логопедов. Квалифицированные специалисты клиники готовы оказать гарантированно эффективную помощь в этом важном направлении речевого развития ребенка. Это поможет ему в дальнейшем успешном обучении в школе и поможет сохранить комфортное эмоциональное самочувствие, поскольку неправильное произношение может стать причиной насмешек со стороны некоторых детей.