Последствия
Серьезные повреждения ткани головного мозга дают явную неврологическую картину с развитием патологии двигательной системы (апраксия, парез), речевого аппарата (афазия, дизартрия), памяти (например, кратковременная ретроградная амнезия), нарушений внимания, интеллекта, эмоциональной сферы.
С одной стороны, в связи с высокой пластичностью головного мозга, дети намного легче переносят травмы, наблюдается большая эффективность реабилитационных мероприятий и лучший прогноз. С другой стороны, отделы головного мозга окончательно формируются только в подростковом и юношеском возрасте, поэтому при возникновении травмы у детей впоследствии могут быть обнаружены отсроченные последствия ранее перенесенного повреждения.
Диагностика
Оценка состояния здоровья и степени повреждения головного мозга требует значительных усилий и тщательного подхода. После острого периода, когда оказана соответствующая медицинская помощь и здоровью ребенка ничего не угрожает, необходимо правильно оценить степень нарушений со стороны нервной системы и определить план реабилитационных мероприятий.
В отличие от оценки последствий ЧМТ у взрослых, когда степень нарушений в работе нервной системы сравнивается с нормальным функционированием нервной системы до травмы, у детей оценка последствий концентрируется на потенциальном развитии отсроченных последствий с выпадением или нарушением функций в более зрелом возрасте. Сложность правильной диагностики в детском возрасте также обусловлено незрелостью эмоциональной сферы ребенка, лабильность, колебания работоспособности и многое другое.
Например, при ЧМТ с поражением лобной доли ребенка в дошкольном возрасте, у ребенка могут сохраняться физиологический уровень контроля поведения, решения логических задач, выполнения инструкций различной сложности. Однако, при переходе в школу, этот же ребенок может испытывать сложности в освоении учебных программ, различные нарушения речи и письма.
При травме головы дополнительно повреждается отдел мозга, находящийся на противоположной стороне от непосредственного контакта, поэтому неврологическая симптоматика характерна для нескольких отделов сразу. Более того, в связи с тем, что череп ребенка в своем составе имеет много хрящевой ткани, повышается вероятность развития перелома кости.
Лечение
Детский невролог выступает в качестве основного лечащего врача при ЧМТ, также работают нейропсихолог, логопед. Проводится инструментальная диагностика (МРТ, ЭЭГ, УЗДГ). С реабилитационной целью назначается массаж, остеопатия, транскраниальная магнитная стимуляция. Нейропсихолог совместно с логопедом работают над восстановлением речи, внимания, мышления и памяти.