Как понять, нужна ли помощь?
Хотя четвертый уровень недоразвития речи самый простой в коррекции, его труднее всего диагностировать вовремя. Определяют его довольно поздно, в 5,5–6 лет: до этого возраста не до конца сформированы фонетическая и лексико-грамматическая базы речи, а значит, и их нарушения, понятие относительное. Характеристику разговора детей с общим недоразвитием речи 4-го уровня стоит дополнить. Они:
- ошибаются в сложных для произношения словах, переставляя местами слоги или упуская звуки;
- могут неверно согласовывать числительные с существительными;
- путают близкие понятия, например «квадратный» и «прямоугольный», «рисовать» и «раскрашивать»;
- подбирают к слову неверные или неточные синонимы и антонимы («высокий» — «длинный»);
- не всегда правильно объясняют смысл поговорок;
- при пересказе текста путаются, перескакивают, им сложно выделить главное.
Признаки дефекта заметны только в спонтанной речи. Если после проверки показать ребенку правильный и неправильный ответы, он выберет верный.
Настораживающие логопеда причины, по которым он будет внимательнее присматриваться к ребенку — это наличие любых речевых проблем в более раннем возрасте. Чаще всего ОНР 4-го уровня — характеристика детей, которые успешно преодолели предыдущие, более выраженные речевые дефекты. Как первичное состояние 4-я степень выявляется редко, обычно у детей из многоязычных семей. Другие причины — поражения нервной системы, нарушения социализации — обычно приводят к более грубым нарушениям, которые выявляются раньше. У детей с ОНР–4 реже встречаются гиперкинезы (тики), они в целом спокойнее и реже нуждаются в помощи других специалистов Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр», кроме логопеда.
При коррекции ОНР 4-го уровня главное — подготовить ребенка к школе или, если он уже учится, помочь ему нагнать программу. Задача логопеда и других специалистов нашего Центра не только скорректировать у детей недостатки дикции, но и научить их концентрировать внимание, лучше воспринимать речь на слух, запоминать сказанное.
Занимаясь коррекцией 4-го уровня ОНР, ребенок оттачивает произношение отдельных звуков. Для этого используются специальные гимнастика и массаж. Падеж, число, род, вопросительные и восклицательные интонации — со всем этим дети знакомятся в кабинете логопеда. Задача Центра — не только исправить имеющиеся дефекты, но и подстелить соломку на будущее, дать ребенку возможность проще воспринять школьную программу.