Как распознать ОНР 2-й стадии
Общее недоразвитие речи 2-го уровня у ребенка может определить только логопед. Но родителям нужно знать его признаки, чтобы своевременно обратиться к специалисту.
Диагноз этот ставится в возрасте 3–4 лет. 2-я стадия ОНР — достаточно грубое нарушение, чтобы его заметили сами родители. У детей с таким диагнозом только недавно сформировалась фразовая речь. Фразы они строят простые, из 2–3 слов. Союзами, предлогами и прилагательными пользуются редко. В речи допускают множество ошибок. Например, не умеют изменять слова по падежам и временам, то есть пользоваться грамматикой.
Как правило, есть и множественные дефекты произнесения звуков, замена сложных звуков, а порой и слогов, более простыми. В более простых случаях ребенок путает звуки и слоги только внутри слова, а если попросить его произнести звук отдельно, справляется с задачей.
Природа дефекта
Причины системного недоразвития речи 2-го уровня подразделяются на физиологические и социальные. К социальным относят как прямые дефекты воспитания — педагогическую запущенность, недостаточность общения, так и неблагоприятные условия развития: если родители глухонемые или дома говорят на разных языках.
Физиологические причины встречаются чаще. Это патологии строения органов ротовой полости и неврологические нарушения, связанные с поражением головного мозга. Часто задержки речи бывают последствиями:
- тяжелой беременности,
- трудных родов,
- инфекций,
- отравлений,
- черепно-мозговых травм.
Часто у страдающих ОНР 2-й стадии детей встречаются гиперкинезы (тики), нарушения координации движений, мелкой моторики. Порой таким пациентам сложно сосредоточиться на задаче, они быстро устают. Нередко встречаются недостаточность слухоречевой памяти и вербально-логического мышления. Все эти нарушения не только сопутствуют нарушениям речи, но и в различной мере обусловливают их. Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» обеспечивает комплексный подход к коррекции речевых нарушений и других отклонений в развитии ребенка.
Учимся говорить, как большие!
Залог эффективной коррекции — правильный диагноз. Врачи и логопеды должны убедиться, что у ребенка именно общее недоразвитие речи второго уровня, либо найти другие, на первый взгляд, похожие состояния. Например, тугоухость, задержка психического развития, аутизм. Важно и определить конкретную речевую патологию — алалию, афазию, дизартрию или другие состояния. Эти знания помогут определиться с методами и формами коррекционной работы.
При обследовании логопед спросит родителей о том, как шло развитие малыша, обратит внимание на его общие навыки. Затем ребенка тестируют: дают прослушать короткий текст и просят его пересказать или предлагают составить рассказ по картинкам. Это помогает оценить:
- понимание текста или значения картинок;
- умение излагать информацию логично и последовательно;
- способность верно построить предложение;
- словарный запас;
- знание цветов, геометрических форм, частей тела;
- произношение звуков.
Логопед будет задавать малышу наводящие и дополнительные вопросы. Специалисты нашего Центра сначала устанавливают контакт с малышом и только после этого начинают тесты. Как и логопедические занятия, которые последуют за проверкой, все задания облечены в игровую форму и обязательно заинтересуют малыша.
На занятиях ребенок расширит словарный запас, научится строить предложения, использовать предлоги, местоимения и прилагательные. Малыш научится правильно строить вопросы и отвечать на них, а потом и самостоятельно составлять рассказы. При коррекции недоразвития речи второго уровня ведется работа и над звукопроизношением. Порой это занимает много времени, ведь при таком диагнозе ребенок может неверно произносить 15–20 звуков, а ставить их нужно в определенной последовательности.
После того как нарушения речи исправлены, ребенку нужен контроль логопеда в течение нескольких лет: если у него появятся сложности с чтением и письмом, специалист вовремя сможет помочь. Своевременная коррекция логопедических проблем поможет сохранить интерес к учебе и избежать ненужных проблем в отношениях с одноклассниками.