ОНР 1-й степени: что это и откуда берется
Характеристика общего недоразвития речи 1-го уровня такова. Вместо слов — лепет, как у девятимесячного младенца, звукоподражания. Встречаются единичные слова, обозначающие важные бытовые вещи, но и они искажены до неузнаваемости. Сложные слова упрощаются до 1–-2 слогов. Чаще всего нарушено и произнесение отдельных звуков. Общаются такие дети мимикой, жестами и интонациями. Понимание речи может находиться на разном уровне — от вполне соответствующего возрасту до непонимания слова вне контекста или ситуации.
Причины первого уровня недоразвития речи неврологи ищут в тяжелом течении беременности, серьезных состояниях у новорожденных, перенесенных инфекциях и черепно-мозговых травмах.
ОНР можно конкретизировать, установив его клиническую форму:
- алалия — несформированность понимания или воспроизведения речи;
- афазия — полная или частичная утрата уже сформированной речи, как правило, связанная с болезнью или травмой;
- дизартрия — нарушение, связанное с изменением формы или нарушениями проводимости нервов органов артикуляции — языка, губ, челюстей;
- ринолалия — состояние, возникающее из-за расщелин верхней губы и нёба и связанной с ними задержкой развития речи.
Бывает, что физически с ребенком все в полном порядке, но речь не сформирована. Это обычно связано с неблагоприятными условиями развития — частым нахождением в стационарах, педагогической запущенностью и социальной изоляцией, нехваткой эмоционального взаимодействия. Встречаются подобные проблемы у детей глухонемых родителей и малышей, проживающих в двуязычных семьях.
Диагноз: как не пропустить важное
Общее недоразвитие речи 1-го уровня у ребенка может сочетаться с заболеваниями уха, горла, носа, психическими отклонениями и стоматологическими проблемами. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» ребенка может обследовать, кроме логопеда, невролог (в том числе специализирующийся на логоневрологии — нарушениях речи, связанных с болезнями нервной системы). При необходимости можно получить консультацию психиатра.
Логопед, ознакомившись с историей развития ребенка, оценивает общее состояние и активность речи, артикуляцию малыша, произношение отдельных звуков, способность к построению фраз, количество слов. На основании осмотра он определяет:
- наличие и степень недоразвития речи;
- клиническую форму и ее конкретный вид, например сенсомоторная алалия;
- болезни, которые привели к речевым проблемам или сопровождают их.
Результатом обследования становится индивидуальный план коррекции речи, который может включать, кроме чисто логопедических занятий, рекомендацию по наблюдению или лечению у врачей различного профиля. Если ребенку нужен комплексный подход, специалисты нашего Центра обеспечат его. Взаимодействие логопеда с врачами, которые исправляют речевые нарушения, делает помощь ребенку более эффективной.
ОНР 1-й степени почти никогда не проходит самостоятельно. Без занятий с логопедом ребенка не смогут принять в общеобразовательную школу. Ему сложно будет устанавливать отношения со сверстниками. При отсутствии речи без специальных занятий страдает умственное и психическое развитие. Всего этого можно избежать, своевременно обратившись к логопеду.
От молчания к первым фразам
Системное недоразвитие речи 1-го уровня устраняют параллельно с лечением его причины. На начальном этапе малыша в игровой форме учат понимать речь: находить игрушки, угадывать предметы, выполнять простые инструкции. Во время занятий расширяется словарный запас. Чтобы активировать речь, детей учат подражать голосам животных, звукам музыкальных инструментов. Их обучают указательным местоимениям, показывают, как обращаться к родственникам.
Одновременно ведется работа над развитием функций, без которых речь невозможна. Это внимание, память и мышление. С ребенком играют в «Что лишнее», предлагают выполнить простые действия по образцу.
На этом этапе коррекции главное — появление простой фразы и повышение активности речи. Правильно произносить звуки ребенка научат позже.
Логопедическая работа при ОНР 1-й стадии занимает минимум 3–4 года, а борьба с остаточными явлениями может продолжаться и в школьном возрасте.