Несоблюдение несовершеннолетним общепринятых норм жизни в обществе — серьезная проблема для педагогов и родителей. Вспышки немотивированной агрессии, капризы, демонстративные протесты — признаки поведенческих расстройств, которые требуют медико-психологической коррекции. В Клинике детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» квалифицированные поведенческие психологи, специалисты функционального развития, врачи корректируют развитие детей с нарушениями поведения. При восстановлении процессов, нарушивших развитие функций мозга ребенка, в наших клиниках проводится совместная работа специалистов.
Причины появления девиаций у детей
Причины нарушения поведения ребенка в семье различны. Эксперты убеждены, что в основе социальных девиаций лежит метаболический и гормональный дисбаланс, который приводит к искажению работы нервной системы. Предпосылками для возникновения проблем в социальном взаимодействии и нарушений поведения у детей и подростков являются:
- психические особенности (неумение устанавливать причинно-следственные связи, сниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, привычка в своих неудачах обвинять других людей);
- генетическая предрасположенность к появлению неврозов, аддикций, нарушений поведения у ребенка, обусловленная тем, что такой диагноз имеет кто-то из близких родственников;
- этнические конфликты, буллинг в детском коллективе (травля со стороны сверстников, отсутствие друзей и поддержки со стороны педагога — главная причина формирования у подростка озлобленности и появления вспышек агрессии);
- неблагоприятный социально-психологический климат в семье, ошибки воспитания (эмоциональная холодность родителей, конфликтные отношения между членами семьи, развод и появление отчима, гиперопека или отсутствие запретов и вседозволенность, жесткое обращение и слишком строгие наказания);
- интеллектуальная недостаточность у детей в сочетании с дисгармоничным эмоциональным развитием, что приводит к нарушениям в поведении.
Биологические факторы риска корректируются правильным воспитанием и участием родителей в жизни своих детей. Коррекция нарушений поведения ребенка будет идти успешно, если вовлекать его в социально одобряемую деятельность. У родителей не будет повода беспокоиться, потому что наши специалисты с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — правильно оценить и диагностировать нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.
Какие существуют разновидности отклоняющегося поведения
Расстройства социального взаимодействия — это медицинский диагноз. В МКБ-10 представлены разновидности данной аномалии. Коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения поведения, специалисты Клиники «НейроСпектр» строят с учетом типа патологии:
- Проблемы проявляются только в семье. Во время пребывания в общественных местах подросток контролирует себя и соблюдает социальные нормы и правила.
- Трудности социализации. Подросток агрессивно ведет себя по отношению к родственникам и сверстникам, предпочитает одиночество и болезненно реагирует на попытки установления контакта с ним.
- Социальные девиации и демонстративность. Подросток ведет себя вызывающе, совершает правонарушения, являясь членом асоциальной компании сверстников.
- Нарушение функционального развития головного мозга.
Основу симптомокомплекса при расстройствах социального взаимодействия составляют агрессия, асоциальные поступки, протест против предъявляемых обществом требований. Диагноз ставят только после комплексной диагностики у специалиста, так как дети без патологий также могут вести себя вызывающе.
Особенности медико-психологической диагностики и лечения патологии
Обследование начинается со сбора анамнеза. Врач задает вопросы, с помощью которых формирует представление о привычных стереотипах и моделях взаимодействия пациента. Кроме того, в процессе первичной консультации специалист фиксирует особенности реагирования подростка на вопросы и действия взрослого.
В лечении нарушений поведения у детей применяется:
- метаболическая терапия;
- психотерапевтические сеансы и психологические тренинги;
- мануальные методики, активизирующие роботу мозга;
- транскраниальная магнитная стимуляция;
- транскраниальная мозжечковая стимуляция;
- консультирование родителей по вопросам выстраивания отношений с сыном или дочерью.
Как правило, прогноз благоприятный при условии соблюдения всех клинических рекомендаций врача. Дети с задержкой развития испытывают трудности в контроле своих эмоций, и это приводит к повышенной агрессии или спонтанному плачу. Повышенная возбудимость нервной системы вызывает беспокойство и непоследовательность в поведении ребенка, что заметно осложняет его обучение и взаимодействие с другими людьми. Поэтому вопросам воспитания, окружению и другим факторам отводится значительную роль в формировании правильного поведения ребенка.
Между тем нарушения в поведении не всегда являются результатом неполадок в работе нервной системе. Для полноценного понимания и решения проблем с поведением необходимо комплексное обследование, а также работа с семьей и педагогами, чтобы создать благоприятное окружение для развития и роста малыша. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашей клиники процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.