Как проявляются дефекты произношения звуков
При нарушении звукопроизношения при нормальном слухе (дислалии) дефекты речи выражаются в сложности с воспроизведением всех групп звуков. Можно отметить следующие виды нарушения звукопроизношения:
- отсутствие звуков (так, слово «глыба» может стать словом «гыба», а «рыба» — «ыбой»);
- замена звуков (классический пример — это замена «р» на «л»: «пливет» вместо «привет» и др.);
- искажение звуков (здесь можно привести в пример «картавое» произношение «р» в речи).
Люди с нарушением функции слуха могут испытывать трудности в произношении шипящих и свистящих звуков ввиду того, что они их могут просто не различать. Аналогичные сложности могут вызывать и звонкие в паре с глухими согласными.
В случае если маленький пациент страдает от дизартрии, в его речи возникают не только дефекты произношения, но еще и имеются трудности с дыханием и отчетливостью речи. Помимо прочего, такие отклонения, как правило, носят более стойкий характер и подвергаются коррекции намного сложнее.
Самым сложным случаем коррекции речи пациента можно считать состояние, вызванное анартрией: речевой аппарат фактически не воспроизводит звуки. Общая картина осложняется симптомами неврологического профиля: лицо может иметь маскообразное выражение, дыхание нарушено или затруднено, язык и губы не способны двигаться в необходимом темпе, слюна не удерживается в ротовой полости и др.
Почему возникают дефекты
Причины нарушений звукопроизношения весьма многообразны, а от их верного установления будет зависеть успешность дальнейшего лечения. Нарушения звукопроизношения при дислалии могут быть вызваны следующими факторами:
- особенностями и патологиями ротовой полости (утолщенные губы, особенности физиологии неба и языка, проблемы с формированием правильного прикуса);
- ошибками речевого воспитания в семье (намеренное искажение звуков при общении с ребенком: «мой халесий» вместо «мой хороший»);
- воспроизведением искаженной речи (звукоподражанием) (ребенок мог услышать неверное звучание фонемы в детском саду или на игровой площадке и запомнить ее форму);
- билингвизмом (в семье могут общаться сразу на нескольких языках);
- упадком слуховой функции (звуки могут восприниматься с искажением).
Нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста при дизартрии и анартрии вызваны патологиями центральной нервной системы. Такие отклонения связаны с неправильным функционированием органов и систем пациента и могут быть вызваны следующими факторами:
- перинатальной энцефалопатией (поражение центральной нервной системы во внутриутробном периоде, в процессе родоразрешения и в раннем неонатальном периоде);
- перенесенными инфекционными заболеваниями на раннем этапе жизни (к примеру, поражение менингококковой инфекцией);
- генетическими заболеваниями;
- детским церебральным параличом;
- острым нарушением мозгового кровообращения (инсульт);
- травмами головы.
Список является не исчерпывающим, однако стоит знать: даже самые серьезные дефекты речи возможно устранить в подавляющем большинстве случаев. Самое важное в процессе лечения — верно определить причину возникновения проблемы.
Как можно исправить нарушение произношения звуков
Коррекция нарушений звукопроизношения у детей начинается с диагностики, а иногда и постановки диагноза. К примеру, неосложненные дислалии успешно корректируются логопедом. А вот при постановке диагноза «дизартрия» пациенту уже может потребоваться предварительное медикаментозное лечение или даже хирургическое вмешательство. В любом случае без врача в этой ситуации уже не обойтись. Поиск причин возникшей проблемы можно доверить специалистам Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр», обладающим богатым опытом и необходимой квалификацией в лечении и коррекции нарушений речи.
Каждому конкретному виду нарушения способности верно произносить звуки соответствует своя коррекционная программа: корректировка произношения у человека с дизартрией по методикам лечения дислалии не даст необходимого эффекта. Поэтому человек может разочароваться в тактике лечения, замкнуться в себе и смириться с проблемой.
Поэтому для каждого обратившегося за помощью необходим комплексный подход и индивидуальная программа (тактика) коррекции (и/или лечения), а также диагностика при участии врачей-специалистов и логопедов. Именно такими принципами руководствуются специалисты нашего Центра.