Особенности расстройства, характерные признаки
При расстройстве отмечается ряд симптомов:
- сохранено понимание чужой речи;
- нарушена плавность речи пациента;
- отмечаются расстройства артикуляции;
- расстроено формирование экспрессивной речи;
- часто встречается леворукость;
- страдает речевой праксис — способность воспроизводить звуки.
Если у ребенка моторная алалия, коррекционная работа логопеда поможет добиться восстановления необходимых функций. В случае с алалией речь не идет о полном излечении, однако можно добиться компенсации функций — сделать так, чтобы ребенок смог произносить нужные звуки. Также потребуется помощь других специалистов.
Этапы лечения
Лечение любого расстройства проходит в определенной последовательности. Этапность позволяет проводить необходимую работу в нужный момент. Для коррекционной работы по плану нужно обратиться в наш специализированный центр, где проблемами такого рода занимаются эксперты. Только специалисты смогут оказать помощь ребенку, страдающему моторной алалией. Родители сами вряд ли найдут работающую методику, но они могут способствовать закреплению эффекта, достигнутого на занятиях с логопедом.
Этапы логопедической работы при моторной алалии:
- Постановка диагноза. Когда родители обращаются в центр, проводится тестирование на выявление расстройства и аппаратная диагностика. Алалия — это поражение области мозга, ответственной за речь. Для получения такого диагноза нужно, чтобы поражение мозговой зоны было подтверждено с помощью МРТ, ЭЭГ, рентгеновского исследования, эхоэнцефалографии — подойдет любой из этих методов.
- Составляется план работы, который включает посещение логопеда, развитие общей и мелкой моторики, прием лекарств.
- Маленький пациент с логопедом проходит путь становления речевых навыков, начиная с азов. Это означает, что в первые дни (недели) скрепляются базовые навыки: произношение звуков, слогов, формирование словарного запаса, составление простых предложений. Часто детям приходится с логопедом осваивать нормы словоизменения.
- Далее при моторной алалии занятия с логопедом выходят на новый уровень. Продолжает пополняться словарный запас, усложняются предложения. Разнообразится звуко-слоговая структура слов. Развивается связная речь, преодолевается аграмматизм.
- На заключительном этапе остается только исправить те дефекты, которые еще не удалось преодолеть.
Работая с ребенком, страдающим от моторной алалии, важно не подчеркивать его особенности, не говорить при нем о проблемах. Если работа ведется в раннем возрасте (3-4 года), то в дальнейшем такой ребенок без проблем сможет учиться в самой обычной школе. Ему не потребуется специальный класс и коррекционные занятия. Школьник не будет чувствовать себя ущербным — он преодолеет отставание в развитии еще до школы.
В центре речевой неврологии не забывают и о том, что при расстройстве мозговых центров наблюдаются моторные симптомы. При моторной алалии логопедическая работа — это лишь часть процесса. Нужно устранить двигательные проблемы. Проводятся различные занятия, которые помогают преодолевать такие проблемы. Особое внимание уделяется мелкой моторике — работе пальцев рук. Развивать мелкую моторику можно постоянно, в том числе дома. Для этого подойдут различные игры: от пальчиковых кукол до рисования.
В процессе терапии может потребоваться прием медикаментов, ускоряющих процесс развития отдельных мозговых центров. Это не наносит вреда организму и не приводит к побочным эффектам.
Участие родителей в процессе: что можно сделать?
При моторной алалии логопедические занятия — основа лечения, при этом важно помнить, что закрепить полученные навыки ребенок может дома. На начальных этапах лечения ему рекомендовано общение с детьми младшего возраста — с ними он сможет общаться на равных. Он проходит с логопедом соответствующий этап формирования речи, поэтому ему будет проще с теми, кто младше. Позже он без проблем будет общаться со сверстниками.
С логопедом моторная алалия экспрессивная преодолевается общением и целенаправленной работой по заполнению пробелов в речевом развитии. Маленький пациент осваивает новые грамматические структуры, учит звуки, активно осваивает звуковые сочетания. Родителям, возможно, будет трудно уделять время на освоение всего процесса, но они могут больше разговаривать с дошкольником.
Важно помнить, что дети с алалией быстрее утомляются, поэтому занятия не могут быть очень продолжительными. Не стоит нагружать их перед сеансом с логопедом. Работа дома тоже может не занимать много времени — ребенку нужно будет освоить то, что он узнал, и закрепить.
Специалисты нашего центра проводят работу с каждым ребенком индивидуально. Это важно — не существует двух совершенно одинаковых детей. Индивидуальный подход распространяется и на программу занятий. Возможно, ребенку потребуется больше времени уделить звукам или словообразованию. Это не повлияет на результат, если процесс коррекции построен правильно.
Специалисты не рекомендуют обсуждать проблемы ребенка при нем. Ему не нужно «правильно относиться к своим особенностям», если спустя год он про них и не вспомнит. Возможно, в школьные годы ему будет сложнее, чем другим детям, осваивать звуки иностранной речи. Но это не жизненно важный навык, который влияет на социализацию. К тому же проблем с освоением новых звуков может и не возникнуть. Главное, обратиться в центр как можно раньше. Если дошкольнику 3-4 года, то это оптимальное время для коррекции.