Находим способы помочь
Чтобы понять, какая именно нужна помощь ребенку при фонетико-фонематическом недоразвитии речи, проводят логопедическое обследование. Осматривают органы речи в поисках дефектов, которые мешают развитию, в разговоре и в игровой форме незаметно для малыша оценивают его умение строить фразы, понимание обращенной речи, словарный запас, интонации, произношение отдельных звуков.
Если выявляются множественные нарушения, то выносится логопедическое заключение о системном недоразвитии речи, определяется степень выраженности.
Логопедия различает фонетико-фонематическое (ФФНР) и общее недоразвитие речи (ОНР). Эти состояния требуют разных подходов для коррекции, но могут встречаться у одного и того же ребенка. ФФНР включает в себя различные дефекты дикции и замену звуков и слогов, а у школьников проявляется дисграфией и дислексией. ОНР — это сложности с пониманием и воспроизведением речи вообще: нарушения грамматики, трудности с восприятием словесной информации, выраженная бедность словарного запаса.
Когда специалист определит, в чем именно выражается недоразвитие речи, какова его причина и степень выраженности, он может приступать к составлению программы коррекции для конкретного ребенка.
Каким бывает ОНР
Общее недоразвитие речи разделяется не только по степеням (первая — практически полное отсутствие речевых навыков, четвертая — остаточные явления), но и по другим характеристикам. Например, психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи подразделяет детей с нарушениями речи на 3 типа по главной недостаточности в структуре речевой деятельности: это сбои в формулировании или понимании высказываний, расстройства сфер мотивации и эмоциональной регуляции и нарушения интеллекта.
Лечим сопутствующие диагнозы
ОНР часто сопровождается другими заболеваниями. Различные проблемы в области неврологии или психиатрии могут приводить к нарушению сенсорной интеграции (дети слишком сильно или, наоборот, слабо реагируют на раздражители нормальной силы), а она становится причиной речевых проблем. Не редкость у таких детей гиперкинезы (тики) и логоневроз (заикание). В нашем Центре все эти проблемы решаются в комплексе. Если ребенку нужен не только логопед, но невролог, психиатр, дефектолог, психолог, у нас он получит комплексную помощь.
Разрабатываем индивидуальные программы
В основе современных рабочих программ логопеда при работе с системным недоразвитием речи лежит принцип индивидуализации. Это не означает, что специалист занимается с ребенком один на один, хотя в ряде случаев такой вариант будет оптимальным. Индивидуализация означает, что хотя одинаковые речевые дефекты встречаются, не бывает одинаковых детей, а лечить нужно не диагноз, а конкретного ребенка.
В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» логопеды разрабатывают программы с учетом общего состояния ребенка, сопутствующих диагнозов, особенностей характера. Залог успешной коррекции речевых нарушений в том, чтобы найти подход к малышу, заинтересовать его занятиями.
В ходе работы успехи каждого ребенка логопед отмечает в карте. Это помогает подбирать самые интересные, а значит — максимально эффективные формы освоения речевых навыков.
Ставим цели и достигаем их
Задачи логопедической работы при недоразвитии речи разнообразны. Они зависят от стадии ОНР и от конкретных проблем, которые есть у малыша. Самые распространенные состояния, которые корректирует логопед у детей с ОНР:
- бедный словарный запас — его расширяют, постепенно вводя прилагательные, причастия, наречия, сложные предлоги;
- аграмматизм — ребенка учат согласовывать слова в предложении;
- недостаточное развитие мелкой моторики — с детьми занимаются лепкой, оригами, рисованием;
- недостаточное понимание обращенной речи — учат правильно реагировать на инструкции, ожидая ответа действием, задают вопросы и учат на них отвечать;
- сложности с вниманием, памятью, концентрацией — делают упражнения на развитие этих качеств;
- развитие навыков общения — общение в группе, снятие комплексов, связанных с плохой речью, преодоление страха перед выражением мыслей вслух;
- дефекты произнесения отдельных звуков — выполняются упражнения для управления губами, языком и дыханием.
Имеющиеся проблемы могут устраняться в определенном порядке чередуясь или одновременно. Например, можно в одном упражнении тренировать реакцию на обращенную речь и развитие навыков общения. Как именно действовать в различных случаях, указано в документе, который называется «Рабочая программа логопеда для детей с системным недоразвитием речи тяжелой, средней и легкой степени».
Маленькие секреты логопедии
Для развития каждого навыка созданы и практикуются специальные игровые задания, некоторым из них специалисты нашего Центра обучают и родителей, чтобы они занимались с ребенком дома.
Программа логопеда по коррекции системного недоразвития речи включает такие игры:
- для развития слухового внимания детям предлагают угадать, что за звук они слышат, узнать предмет по описанию, сыграть в эхо — игру, когда либо преподаватель повторяет за детьми звуки или слова, либо слово произносится громко, а отзываются на него тихо;
- для развития зрительного внимания детям предлагают предметы или карточки и просят выложить так же предметы из второго комплекта или убирают несколько предметов из выкладки, а задача детей — восстановить цепочку;
- чтобы расширить словарный запас, применяют сюжетные игры с куклами, узнают на картинках времена года, профессии, животных, описывают предметы с помощью преподавателя;
- коммуникативные навыки развивают, задавая темы для общения в группе: кем дети хотят быть, когда вырастут, рассказ о себе, о семье, о конкретном событии;
- чтобы скорректировать грамматику, преподаватель просит детей подобрать определения к предмету, например, апельсин — оранжевый, круглый, сладкий, кислый, сочный; играют в «Кто что сделал» (мама пришла, папа встретил и т.д.);
- чтобы научить малышей словообразованию, с ними играют в слова, образуя новые формы (шел — пришел — ушел — вышел — зашел), называют предмет (слон) и предлагают ребенку назвать его ласково (слоник);
- для отработки артикуляционного дыхания и контроля за интонациями детям предлагают говорить громко или тихо, предлагают проявлять эмоции, используя «радостные» и «грустные» фразы.
Занятия всегда начинаются с артикуляционной гимнастики, которую родители тоже могут выучить. А вот постановкой звуков дома заниматься не рекомендуется, разве что логопед на конкретном этапе попросит выполнять дома определенные упражнения. На этом этапе необходим контроль специалиста, чтобы ребенок вместо одного неправильного способа произнесения звука не усвоил другой, тоже неверный.