На что обратить внимание родителям
Почему возникает аутизм у детей, какие причины этой болезни и по каким признакам определить, что есть проблема?
Родители должны насторожиться, если замечают, что:
- у ребенка задержка речевого развития, он не стремится повторять услышанные слова и звуки;
- малыш избегает прикосновений, не вступает в диалог, не смотрит в глаза;
- часто его движения монотонны и одинаковы, он не любит менять место прогулок, чрезмерно строго придерживается режима;
- ребенок не любит играть со сверстниками, начинает нервничать, когда в компании появляются посторонние дети;
- он крайне избирателен в еде, не любит новых игрушек, тяжело привыкает к новой одежде.
Эти симптомы — еще не показатель того, что у малыша имеются серьезные проблемы. Возможно, он просто устал или копирует чье-то поведение. Поставить точный диагноз может только врач. В любом случае, если возникают причины для беспокойства, необходимо проконсультироваться с врачом.
Специалисты нашего центра с помощью УЗИ головного мозга, электроэнцефалограммы, специального опросника и других методов диагностики смогут дать ответ, временные ли это нарушения в поведении ребенка или все-таки речь идет о заболевании. В случае постановки диагноза врач предложит индивидуальную схему лечения аутизма и подберет необходимые лекарственные препараты.
Что эффективнее и надежнее
Лечение детского аутизма зависит от того, в какой степени поражен головной мозг. При симптомах высокофункционального аутизма в качестве лечения достаточно будет специальной коррекционной программы и психотерапии. При атипичном аутизме разной степени тяжести врач назначит лечение гомеопатией или прием медикаментов. В отдельных случаях рекомендовано применение стволовых клеток.
В любом случае методы терапии должны проводиться комплексно и последовательно и включать в себя несколько направлений:
- Медикаментозная составляющая. Назначение психостимуляторов и нейролептиков по индивидуальным схемам.
- Психотерапевтические методики: игровые элементы, тесный контакт с доктором.
- Диета. Разработка индивидуального меню.
- Снузелен (контролируемая мультисенсорная стимуляция).
Медикаментозное лечение аутизма у детей еще недавно включало в себя большое количество антипсихотических средств. Применялись нейролептики, противосудорожные средства, антидепрессанты. Но доказать их эффект именно против расстройств аутистического спектра (РАС) не удалось, хотя проводились масштабные исследования. Это не означает, что такие лекарства не нужны: часто РАС протекает параллельно с другими заболеваниями, бывают нужны средства, помогающие снизить агрессию, наладить сон. Назначая фармпрепараты, врач должен четко объяснить, для чего они нужны и какого эффекта он планирует добиться.
Психотерапевтические методики, направленные на социализацию ребенка, все шире распространяются при терапии детей с РАС. Наиболее популярные методы с доказанной эффективностью — это АВА-терапия и сенсорная интеграция.
Проблему отсутствия или недостаточного развития речи у детей с РАС решает обучение их общению с помощью карточек (PECS). Аутичные дети мыслят не словами, а образами, и порой это единственная преграда для их общения с родителями и педагогами. В ряде случаев методика РЕСS не только дает возможность общаться, но и стимулирует развитие речевых навыков.
Методика DIR помогает наладить контакт с детьми, имеющими нарушения эмоциональной сферы. Это комплекс игровых заданий, которые подбираются отдельно для каждого ребенка и помогают решить именно его проблемы: способность выстраивать приятные отношения, полноценно общаться (как минимум жестами), развивают творческие и логические способности.
Сенсорная интеграция — еще один психотерапевтический метод, который помогает ребенку научиться правильно воспринимать информацию от органов чувств. Расстройства сенсорной интеграции часто встречаются при РАС и проявляются в том, что ребенок не воспринимает сигналы (звуковые, световые, тактильные), либо наоборот, реагирует на них агрессивно, поскольку ощущает их как сверхсильные. Лечение проходит в игровой форме. В результате терапии восприятие выравнивается, и, если проблема была не только в РАС, но и в сенсорной дезинтеграции, то до ребенка становится проще достучаться, у него реже возникают всплески агрессии.
Метод дает результат только в тех случаях, когда у ребенка есть расстройства сенсорного восприятия, против самих РАС он бессилен. Но значительно облегчить состояние малыша он может.
При назначении диетотерапии крайне важен индивидуальный подход. Дети с РАС часто проявляют пищевую избирательность, которую следует учитывать при разработке меню. Для таких пациентов отказ от отдельных продуктов (в большинстве случаев от мяса) это не каприз, а не до конца изученная реакция организма. Поэтому нет смысла «маскировать» мясо кулинарными способами. Нужно думать, чем его заменить.
Многие родители замечают у своих детей улучшения на безглютеновой и безказеиновой диете. Но исключение из меню значительного количества продуктов может привести к нехватке в рационе витаминов и минеральных веществ, необходимых для развития и здоровья организма. Поэтому, если ребенок придерживается диеты, важно решить вопрос о введении в рацион витаминов и минеральных веществ в виде препаратов.
Снузелен — это воздействие внешних раздражителей на органы чувств (различные камни, песок, вода, а также музыка, звуки). Метод помогает вызывать у ребенка эмоции и раскрыть его внутренний мир. Применение метода возможно, если у ребенка нет нарушений сенсорной интеграции или они уже скорректированы.
Определить наиболее эффективные методы терапии этого заболевания может только специалист. Лечение аутизма у детей 2-3 лет будет отличаться от схемы терапии детей более старшего возраста. В каждом случае применяется индивидуальный подход.
Аутизм — проблема, требующая участия не только врачей и педагогов. Залог наилучшего результата из возможных — активное участие всех членов семьи. Важно, чтобы родители понимали, зачем их дети посещают те или иные процедуры и занятия, и в контакте со специалистами выстраивали оптимальные условия для ребенка дома.