Каковы признаки задержки психомоторного развития
Вопросам развития психомоторики и сенсорных процессов в детском возрасте придается немаловажное значение, поскольку они являются важными компонентами формирования полноценного восприятия окружающего мира и координации движений, влияющих на когнитивное развитие и улучшение моторных навыков.
О задержке у ребенка психомоторного развития могут свидетельствовать следующие признаки:
- отказ от грудного вскармливания или вялое сосание;
- слабый уровень подвижности;
- отсутствие реакции на световые и звуковые раздражители;
- игнорирование присутствия родителей;
- слабое эмоциональное реагирование, низкий интерес к игровой деятельности;
- задержка в развитии речи;
- нарушение координации.
Таким образом, нарушение психомоторики проявляется в замедлении или ускорении движений, трудностях в выполнении координационных упражнений, плохой произносительной речи и отсутствии пространственной ориентации. Из-за этого часто возникают проблемы в повседневной жизни: трудности в обучении, в социальной адаптации и самоопределении. Однако с помощью комплексной реабилитации и тренировок возможно восстановление координации движений, улучшение психомоторной функции и общего качества жизни пациента.
Как помочь детям развить психомоторные навыки
Психомоторике отводится важная роль на логопедических занятиях, поскольку развитие мелкой моторики рук и подвижность губ являются ключевыми моментами для улучшения речи у детей. Вместе с тем, комплексные и забавные игры, направленные на развитие психомоторики, делают занятия более интересными и эффективными.
Поскольку рука является основным органом тактильного восприятия, то весьма эффективны следующие виды деятельности:
- рисование пальцами, бумажной «кисточкой»;
- лепка из пластилина, глины;
- собирание пазлов;
- оригами;
- игры с конструктором;
- сортировка мелких пуговиц, камушков, бусинок и т. д.
Не следует забывать о самомассаже и пальчиковой гимнастике для рук. Арт-терапия, сказкотерапия и игровая терапия используются для активизации эмоционально-волевых зон ребенка.
Психологи, дефектологи и логопеды Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» используют различные методики для стимулирования речевой деятельности и навыков межличностного общения. При этом затрагиваются слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, поскольку они связаны с двигательной, языковой и другими центральными нервными системами.
Программы по коррекции психомоторики строятся с учетом особенностей эмоциональной и познавательной деятельности детей. Специалисты нашего Центра проводят практические занятия с предметами, музыкально-ритмические занятия, сборку, различные игры и упражнения.