Особенности течения болезни
Оптическая дисграфия у дошкольников и учащихся младших классов проявляется в ошибочном начертании букв. Патология не связана с незнанием орфографических и грамматических правил. В основе проблемы лежит нарушение оптических и пространственных функций, что ведет к зеркальному начертанию, пропускам отдельных элементов, двойному начертанию. Ребенок может знать, как правильно писать ту или иную букву, но испытывать сложности с переносом ее на бумагу: заменять одни буквы другими, имеющими похожее начертание, добавлять или пропускать при письме отдельные элементы букв.
Причина патологии кроется не в лени или недостаточном знании орфографических правил, а в органическом поражении мозга и недостаточном развитии некоторых функций. Существует ряд органических и социальных факторов, которые способны стать причиной развития болезни:
- патологии во время беременности: нехватка кислорода (гипоксия), резус-конфликт, низкий уровень гемоглобина, сильный токсикоз, употребление матерью алкоголя и наркотиков в период вынашивания ребенка, курение;
- патологические роды: кесарево сечение, недоношенность плода, травмы;
- поражения головного мозга в первые годы жизни малыша: инфекционные заболевания, дистрофия, черепно-мозговая травма;
- недостаточное развитие мелкой моторики;
- отсутствие педагогического воспитания;
- неблагоприятная психологическая обстановка в семье, которая является причиной стресса у ребенка;
- синдром отрыва от дома вследствие нахождения в интернате, больнице или любом другом учреждении, где малыш лишен родительской заботы и внимания.
Выбор оптимального комплекса коррекции оптической дисграфии совершается после предварительной диагностики. На первом этапе школьный логопед анализирует письменные работы ребенка на предмет наличия специфических ошибок. В случае обнаружения признаков болезни коррекция оптической дисграфии у младших школьников направлена на формирование и укрепление связи между произношением и начертанием букв. Профилактика оптической дисграфии включает раннее развитие зрительной и моторной функции, ориентации в пространстве.
Методики лечения
Коррекция оптической дисграфии у дошкольников включает несколько основных направлений:
- Работа над зрительной функцией, направленная на развитие способности ребенка узнавать определенные элементы по их форме и контуру, распознавать цвета и формы, формировать образ буквы.
- Развитие пространственной функции, включающее умение ориентироваться в пространстве, правильно располагать предметы на листе бумаги, анализировать расположение элементов между собой и выстраивать связи.
- Работа над мелкой моторикой и способностью к начертанию символов. В качестве подготовки руки к письму используется пальчиковая гимнастика, обведение предметов по контуру, игры с конструктором, массаж. После усвоения основ ребенку предлагается написание графических диктантов.
- Дифференциация букв, которые имеют сходное начертание. Ребенок учится складывать из отдельных элементов буквы и различать их между собой, в частности, имеет место коррекция оптической дисграфии букв «и», «у», «ш», «р», «м», «л» и других.
В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» можно получить консультацию квалифицированного специалиста, пройти полную диагностику и лечение от оптической дисграфии. В Центре применяются передовые методики, имеющие доказанную эффективность. Специалисты нашего Центра поставят диагноз в соответствии с индивидуальными особенностями малыша и подберут эффективную схему терапии для достижения необходимого результата в кратчайшие сроки.