Симптомы дисграфии и методы ее диагностики
На слух определить наличие нарушения невозможно. Ребенок с акустической дисграфией говорит верно, звуки умеет произносить правильно. Заподозрить проблему можно в старшей группе детского сада, когда даются первые сведения о фонемах. Очевидным диагноз становится при анализе письменных работ.
Специфическая диагностика акустической дисграфии проводится путем диктанта. В готовой работе будут встречаться типичные для данного диагноза ошибки:
- пропуск букв;
- взаимозамена букв «О» и «У»;
- путаница между сонорными звуками;
- смешение глухих звуков со звонкими;
- смягчение твердых согласных;
- появление аффрикат (например, «Ц» место «С»);
- написание шипящих вместо свистящих и наоборот.
Основной принцип ошибок заключается в неразличении схожих по звучанию звуков. Для исключения патологии слуха первоначально проводят аудиальный скрининг. Если органы слуха функционируют правильно — значит, дефект находится ближе к мозгу. И в этом случае ставится диагноз акустической дисграфии.
Помимо консультации у логопеда, необходима также помощь профессионального невролога. Он назначит диагностические процедуры: электроэнцефалограмму и проверку слуховых вызванных потенциалов. Именно эти обследования помогут локализовать проблемную часть системы восприятия.
Причины появления и как их устранить
Механизм акустической дисграфии запускается при некоторых нарушениях в ЦНС. Многие из них имеют наследственный характер, некоторые являются результатом родовых или внутриутробных травм. Дисграфия возникает, когда отвечающая за речь часть коры головного мозга не успевает развиваться в соответствии с возрастными нормами или повреждается при внешнем воздействии.
Способствуют нарушению и социально-психологические условия жизни ребенка. Если он постоянно находится среди нечетко разговаривающих взрослых, он будет и слышать слова неправильно. Если родителям некогда разговаривать с детьми, то они и не знают о начинающейся проблеме. А плохая речь — уже предпосылка для возникновения сложностей. Поэтому основная профилактика акустической дисграфии — это грамотная обучающая среда, внимательная к нуждам малыша.
Отягощается речевое отставание у детей в семьях, где родители разговаривают на разных языках. Для устранения этого недостатка важно своевременно начать занятия с логопедом. Исправление акустической дисграфии возможно лишь после успешного прохождения этого этапа. В Центре речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» предложат комплексный подход к проблеме произношения и грамотного письма.
Как корректировать умение писать правильно
Коррекция акустической дисграфии у младших школьников идет по двум направлениям одновременно. Необходим качественный синтез педагогического подхода, психологического и медицинского. Чем быстрее будет исправлен дефект, тем выше будет самооценка ребенка и лучше станет его школьная успеваемость.
Психолого-педагогический подход
Занятия с логопедом-дефектологом необходимо дополнять выполнением домашних заданий. Их выполняют в тетрадях в клетку, каждую букву помещают в отдельный «домик». Написание текстов рекомендуется осуществлять ежедневно.
Самостоятельно можно играть с ребенком при помощи учебных пособий: в частности, отлично подойдут выпуски «Учусь не путать звуки» авторства Е.В. Мазановой. Эти тетради созданы специально для исправления акустической дисграфии, упражнения даны в интересной для ребенка форме. Они направлены на:
- обучение распознаванию звуков;
- различение схожих по произношению слов;
- развитие навыков звукобуквенного анализа и составления слов.
Дополнительно даются упражнения для снятия излишнего нервного напряжения. Здесь хорошо показывает себя арт-терапия. Анализ психологом рисунков позволяет обнаружить сопутствующие диагнозу проблемы. Часто при дисграфии возникают депрессивные состояния. Вовремя заметить это необходимо для дальнейшей успешной работы.
Медицинская коррекция
Акустическая дисграфия и способы ее коррекции медикаментами — спорный вопрос. Препаратов с доказанной эффективностью не существует. Возможно применение вспомогательных лекарств, воздействующих на улучшение проводимости слухового импульса. Их назначает невролог по индивидуальной схеме.
Устранение акустической дисграфии реализуемо современными методами. Их смысл — стимулировать созревание височных частей коры головного мозга, отвечающих за речь. Для этого используются:
- специальные акустические аппараты;
- аудиовизуальная стимуляция;
- микрополяризация.
Каждый курс данных процедур занимает примерно две недели, по прошествии нескольких месяцев его повторяют.
Акустическая дисграфия у подростков коррекции педагогическими приемами подлежит мало. Если дефект не излечен в младшем школьном возрасте ребенка, наблюдение у специалистов нашего Центра и периодическое лечение под их присмотром становятся первостепенными. Контролировать прогресс позволяет регулярно проводимая ЭЭГ.