Особенности здоровья
Для учащихся с аграмматической дисграфией характерно наличие внутриутробных или неонатальных повреждений, а также функциональной незрелости структур головного мозга, которые отвечают за устную речь и письмо. В результате словарный запас ребенка будет бедным, ниже нормы, также у малыша будут проблемы с грамматическим строем речи (с согласованием слов в словосочетаниях и предложениях). Нередко у таких детей наблюдаются нарушения мелкой моторики. В этом случае малышу тяжело работать пальчиками: совершать ими точные движения. Ему не так просто взять мелкий предмет, вырезать фигурку, лепить, рисовать, писать. Нарушение выявляют у детей, у которых есть проблемы ввиду:
- алалии;
- дизартрии;
- задержки психического развития (ЗПР);
- умственной отсталости;
- резидуально-органического поражения головного мозга;
- синдрома гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ);
- скрытой леворукости;
- минимальной мозговой дисфункции (ММД);
- педагогической запущенности;
- когнитивных нарушений, когда страдают память, внимание и познавательная сфера.
С аналогичными сложностями сталкиваются совершенно здоровые билингвы. Такие дети являются носителями двух языков и одинаково хорошо владеют ими обоими. Данная практика характерна для межнациональных семей, для эмигрантов или тех, кто просто хочет, чтобы их малыши с детства говорили еще и на иностранном языке.
Первые проявления
С одной стороны, аграмматическую форму дисграфии нередко обнаруживают у детей с нарушениями интеллекта или общим недоразвитием речи (ОНР). С другой — примерно половина детей старшего дошкольного возраста имеет все шансы столкнуться с этой проблемой.
А вот как самостоятельное нарушение аграмматическая дисграфия у школьников почти не встречается. Во 2-м классе патологию обнаруживают менее чем у 6% обучаемых. Переломный момент наступает при переходе детей в 3-й класс. Именно в этот период симптоматика аграмматической дисграфии становится особенно заметной.
Третьеклассникам уже недостаточно разбираться в фонетике, в том, как определить безударную гласную или парную согласную в корне слова, какую букву писать после шипящих. Им приходится учиться разбираться в морфемах: приставках, корнях, суффиксах и окончаниях. Им предстоит выучить множество правил, каждое из которых сопровождается внушительным списком исключений.
Механизм формирования
Согласно данным современных исследований по поводу механизма аграмматической дисграфии, нарушение связано с замедлением скорости формирования таких сфер, как лексическая, морфологическая и синтаксическая. При такой патологии аграмматизм, то есть грамматическую ошибку, можно обнаружить в слове, предложении или в тексте. Ребенок испытывает трудности:
- со словообразованием, то есть с приставками и суффиксами, с формированием сложносоставных (с двумя корнями) слов;
- со словоизменением — при склонении по падежам, изменении по числам и родам;
- с определением порядка слов в предложении;
- с логикой изложения.
Согласно психолингвистическому подходу, причиной аграмматической дисграфии являются внутренние проблемы с порядком построения и грамматическим оформлением мыслей. В нейропсихологической теории природу возникновения патологии объясняют нарушением работы мозга. Проблемы возникают в лобной доле, выполняющей функцию контроля и регуляции письма. Нарушения затрагивают височные доли, благодаря которым происходит распознавание услышанного. Повреждаются и теменно-затылочные области, отвечающие и за составление предложений и текстов, и за их понимание.
На что нужно обратить внимание
Анализ аграмматической дисграфии проводится с учетом классификации ошибок, которые допускает ребенок. Их можно обнаружить в отдельных словах, предложениях или в повествовании. Аграмматизмы бывают:
- морфологическими, когда ребенок совершает ошибки в употреблении склонений и предлогов;
- синтаксическими, когда «пропадают» отдельные члены предложения, нарушен порядок слов, наблюдаются проблемы с составлением сложных речевых конструкций;
- в связной речи, что выражается в неспособности точно передать мысль, нарушении порядка и логики рассказа.
Симптомы нарушения легко обнаружить при устном общении. Родители отмечают, что ребенок ошибается при изменении слов, при употреблении предлогов.
Грубейшие ошибки дети допускают в сложноподчиненных предложениях. Ребята зачастую меняют местами главные и придаточные предложения. Какие-то члены предложения вообще опускают. Дети с данным нарушением не умеют пересказывать тексты (рассказы, сказки), связный монолог вызывает у них затруднения. При изложении текста наблюдаются семантические и логические ошибки. Например, при пересказе ребенок начинает с середины или даже с конца истории, пропускает важные факты. Такие же проблемы возникают и в письменной речи. Примеры проявления аграмматической дисграфии:
- «дай книгА», хотя правильно «дай книгУ». Здесь ошибка в падежном управлении;
- «рисовать НА альбоме», а должно быть «рисовать В альбоме». Ребенок неправильно употребил предлог;
- «ЗАбери игрушки», в контексте «убрать» следует говорить «СОбирать игрушки». Проблема в словообразовании, в применении приставок;
- «пить чай с печенками», а правильно и писать, и говорить «пить чай с печенЬками»;
- «ласковАЯ котенок» — вопросы по согласованию прилагательного с учетом рода существительного. «Котенок» (он, мой) мужского рода. Соответственно, должно быть «ласковЫЙ котенок».
Простейший тест на дисграфию — дать ребенку задание на самостоятельное письмо и проверить результат. Списывание или диктант для выявления описанных ошибок не столь информативны.
Диагностика
Специалисты нашего Центра готовы оказать всестороннюю помощь в преодолении аграмматической дисграфии. Диагностикой нарушения занимается логопед. Сначала он изучает анамнез ребенка. Например, наличие неврологических проблем и ОНР в возрасте 5–7 лет существенно повышают вероятность возникновения нарушения в более старшем возрасте.
Логопед обращает внимание на речевое развитие ребенка. Важно, чтобы уровень словарного запаса соответствовал возрастной норме. Логопед дает задания на выявление признаков аграмматической дисграфии. Он проверяет грамотность речи, то, как реализуются словоизменение и словообразование.
Желательно показать логопеду школьные тетради по русскому языку. По ним специалист определит, есть ли специфические аграмматизмы. Также он оценит степень развитости навыков списывания, умение писать под диктовку и работать самостоятельно.
Важнейшим направлением работы при аграмматической дисграфии является посещение психолога. При помощи различных тестов он даст заключение о невербальном интеллекте ребенка. Тестирование позволит определить наличие или отсутствие ЗПР, разновидность дисграфии и исключить дизорфографию. В последнем случае у учащихся в тетрадях можно обнаружить самые разные орфографические ошибки. Дизорфография возникает из-за стойкой и специфической несформированности орфографических знаний, умений и навыков.
Коррекционная работа
При аграмматической дисграфии подбирают упражнения, направленные на борьбу с аграмматизмами в устной и письменной речи. В начале занятий логопед дает самые простые задания, постепенно повышая уровень их сложности. Грамматические навыки сначала формируют в устной форме, а затем закрепляют на письме.
Логопед разъясняет, что такое структура предложений, из чего они состоят. Начинают с двусоставного предложения. Позже постепенно переходят к распространенным, а затем уже к сложным. На занятиях разбирают предложения и составляют их по определенным схемам.
Логопед рассказывает, как в русском языке происходит словоизменение и словообразование. Он предлагает ребенку выполнить упражнения, например, на склонение существительных по падежам и числам, прилагательных, в том числе и по родам, работает с глаголами. На занятиях учатся употреблять предлоги. Детям объясняют значение и роль в словообразовании различных элементов (морфем — приставки, корня, суффикса, окончания), делают морфологические разборы.
Логопед обязательно учит ребенка работать с текстом. Он объясняет, как выделять главную мысль, тематику и логику повествования. Ребенок учится составлять план текста и пересказывать его. По аналогичной схеме на занятиях пишут сочинения.
Заключение
Коррекция аграмматической дисграфии поможет исправить ситуацию с успеваемостью по русскому языку. Ситуация становится патовой к моменту окончания 3-го класса — в начале 4-го. В первые два года обучения в школе ребенок вполне может иметь твердую четверку по предмету. Но позже, когда материал становится сложнее, оценки резко снижаются. И учителя, и родители начинают обвинять ученика в недостаточном прилежании. В результате ребенок страдает от психологического давления и теряет мотивацию к учебе, хотя его вины в плохих оценках нет.
Для устранения аграмматической дисграфии необходимо обратиться к логопеду. Самостоятельно ребенок с этим нарушением не справится. Без помощи специалиста в некоторых случаях проблема сохраняется вплоть до старших классов. В течение средней школы (с учетом особенностей анамнеза) логопед поможет справиться с аграмматизмами и успешно сдать ОГЭ. Для профилактики необходимо работать над лексико-грамматическим недоразвитием еще до поступления в школу.
Наш Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпект» собрал уникальную команду специалистов и создал высокотехнологичную базу для проведения комплексного обследования и лечения детей по поводу неврологических патологий и сопутствующих нарушений. Также мы занимаемся исправлением и профилактикой аграмматической дисграфии.