Как корректируется расстройство
В Центре детской речевой неврологии и реабилитологии «НейроСпектр» помощь маленьким пациентам основывается на психотерапии. Ее различные направления помогают выявить причины расстройства, изменить взгляд ребенка на себя и окружающий мир, выработать эффективные навыки преодоления стресса. Общие направления психотерапии включают:
- Когнитивно-биологическое познание. Анализируются цели, мотивы поведения и наличие или отсутствие подкрепляющих стимулов. Специалисты помогают пациентам понять механизмы «саморазрушительного» поведения и заменить их продуктивными способами решения проблем. Поведенческие техники направлены на отработку навыков, предотвращающих самоагрессию (релаксация, аутотренинг).
- Диалектический подход. Ребенок начинает осознавать, что существуют различные точки зрения на сложившуюся ситуацию, и отказываются оценивать собственный опыт как непереносимый. Сравниваются различные взгляды и мнения, обсуждаются эффективные поведенческие установки и личностные ресурсы, на их основе делается выбор и определяются дальнейшие действия.
- Семейная терапия. Психотерапия с членами семьи пациента и самим ребенком направлена на изменение дезадаптивных копинг-стратегий (поиск короткого пути для разрешения ситуации), сформировавшихся под влиянием семейного конфликта из-за отсутствия эмоциональной близости между ребенком и родителями в результате психологического и физического насилия. Целью специализированного лечения специалистов нашего Центра является построение доверительных отношений и устранение ситуаций, провоцирующих аутоагрессию.
Эффективность коррекции зависит от длительности аддиктивного поведения и частоты аутоагрессии. Прогноз благоприятный, если контакт с психотерапевтом был установлен в течение шести месяцев после появления поведенческих симптомов. Пациенты с длительной историей «саморазрушительного» поведения подвержены высокому риску рецидива, даже если лечение проходит эффективно.
Как проводится профилактика
Профилактика девиантного поведения детей преимущественно проводится на трех уровнях. Первый — устранение факторов, вызывающих девиантное поведение (работа психологов в семье и классе). Вторичная профилактика направлена на выявление лиц, находящихся в группе риска, и оказание им медицинской и психотерапевтической поддержки. Третий уровень предполагает меры по предотвращению рецидивов у детей с девиантным поведением.