Правильная речь необходима ребенку для комфортного общения с окружающими, активного развития, нормальной социальной адаптации. Формирование речевой функции происходит с самого рождения до шести лет и часто сопровождается отклонениями. Сложные для произношения звуки ребенок пропускает, заменяет или искажает. В результате возникает нарушение артикуляции речи. Если вовремя не обратиться к логопеду Клиники детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр», ошибки воспроизведения перейдут в письменную речь, спровоцируют психологические проблемы. Избежать этого можно при своевременной коррекции патологических изменений. При восстановлении процессов, нарушивших развитие функций мозга ребенка, в наших клиниках проводится совместная работа врачей, а также специалистов в области функционального развития.
Причины
В отдельных случаях нарушение речевой артикуляции у маленьких детей возникает по механическим причинам: готическое небо, короткая уздечка языка, неправильный прикус. Когда проблем с аппаратом речи нет, имеет место функциональная дислалия. Главные факторы риска ее развития такие:
- неблагоприятная социальная среда, двуязычие в семье;
- поражение речевых центров в головном мозге;
- генетическая предрасположенность;
- частые инфекционные болезни;
- дефект фонематического слуха.
Также бывает физиологическая дислалия — расстройство звукового произношения в возрасте до пяти лет. Нарушение артикуляции губ в этот период считается нормой и не требует врачебного вмешательства.
Симптомы
Во время становления речи у малышей довольно часто проявляются различные дефекты, беспокоящие родителей. Самые распространенные формы нарушения речевой артикуляции такие: отсутствие звука (ребенок его опускает), искаженное звукопроизношение (звуки произносятся не совсем правильно), замена сложных звукосочетаний более простыми.
Если искажается звук, а смысл слова не изменяется, имеет место фонетический дефект. Когда заменяется одна буква и полностью меняется лексическое значение, образуется фонематическая ошибка. Иногда выявляется комплексное нарушение развития артикуляции.
Диагностика
Логопед обязательно проводит визуальный осмотр: исследует строение и работу артикуляционного аппарата ребенка. В процессе обследования он определяет характер нарушения артикуляции звуков (отсутствие, замена, искажение). Затем специалист проверяет фонематический слух у маленького пациента.
При механической дислалии логопед направляет ребенка на прием к стоматологу-ортодонту, в случае нарушения функционального характера нужна консультация речевого невролога. Когда есть подозрение на проблему со слухом, проводится осмотр у отоларинголога.
Коррекция
План лечения артикуляции врачи составляют для каждого ребенка с учетом обнаруженных у него расстройств. Исправление неправильного звукопроизношения выполняется в несколько этапов:
- подготовка речевого аппарата к корректному звуковосприятию и звуковоспроизведению;
- постановка разных звуков, формирование навыков произношения;
- доведение надлежащего звукопроизношения до автоматизма;
- обучение различать смешиваемые звуки.
В клиниках детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводят индивидуальную коррекцию нарушений артикуляции, дают рекомендации родителям для домашних занятий. Комплекс мероприятий позволяет успешно устранить дефекты, повысить качество жизни ребенка. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашей клиники процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.