Навык имитации и этапы его формирования
Имитация — это естественный и в норме не требующий специальной помощи со стороны родителей процесс. Способность к подражанию активнее всего проявляется в раннем возрасте, когда дети начинают осваивать простейшие действия путем копирования поведения окружающих.
Развитие навыков имитации происходит в несколько этапов:
- В возрасте около одного года ребенок овладевает крупномоторной имитацией.
- В возрасте около полутора лет у малыша идет активное освоение манипуляций с предметами, подражая действиям окружающих.
- В двухлетнем возрасте имитация усложняется необходимостью выбрать заданный предмет из набора. Например, налить чай именно в чашку, а не в стоящую тут же тарелку или кастрюлю.
- Для детей старше двух с половиной лет набор последовательных движений усложняется (к примеру, используются упражнения «прыжок — хлопок — руки вверх» и им подобные сочетания).
Одним из этапов работы с детьми с аутизмом является целенаправленное научение их подражанию. Некорректное обучение навыку имитации может привести к «побочному эффекту» — развитию зависимости от подсказок.
Как избежать развития зависимости от подсказок
Взрослым, самостоятельно проводящим с детьми занятия, важно помнить, что бездумное копирование действий не способствует развитию способности к самостоятельному выполнению какой-либо операции.
- Обращаясь к ребенку с вопросом, важно установить зрительный контакт и понять, что он готов переключиться на очередное действие.
- Использовать наводящие вопросы вместо прямых указаний. Например, вместо «Достань, пожалуйста, из шкафа кастрюльку» можно спросить: «В чем мы будем варить яйцо?» и дождаться реакции, помогая при необходимости перейти к правильному варианту.
- Выполняя последовательность действий, можно попробовать периодически вносить изменения. Например, задание «хлопнуть ладонями по ногам — по животу — по щекам» изменяют на задание «хлопнуть по ногам — по животу — по груди — по щекам».
- Делать акцент на повторе действий (повтори за мной) взрослого без их словесного описания.
Важно также добиться того, чтобы был уловлен и закреплен смысл и взаимосвязь между отдельными шагами: приготовить бутерброд, одеться, умыться и почистить зубы.
Специалисты Центра в своей работе используют специальные задания для действия для детей с аутистическим расстройством. Особенностью используемых методик является то, что они исключают развитие зависимости от подсказок. А это дает возможность осмыслить действия и соединить их в нужную логическую последовательность.
Благодаря профессиональному построению работы и предельно внимательному отношению к юным пациентам в Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр», используемые программы позволят ребенку с аутизмом научиться играть, общаться и улучшат речевое развитие. Все это облегчает социализацию, обучение и дает возможность ему уверенно чувствовать себя в обществе, получая удовольствие от взаимодействия с другими людьми.