В условиях современной действительности инклюзивное обучение становится все более востребованной формой социализации детей, имеющих пороки в развитии. Специалисты Центра уверены, что общение со сверстниками и совместная деятельность — это базовые условия социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ, поэтому инклюзивное обучение для них имеет ряд преимуществ по сравнению с обучением в специализированной школе или дома. Инклюзия способствует созданию дружественной и поддерживающей среды, где все дети учатся друг у друга взаимодействовать. Обучение в инклюзивной среде помогает разрушить стереотипы и предубеждения, формируя толерантность и сочувствие у всех детей.
Особенности коммуникативного развития при ОВЗ
Коммуникативные навыки необходимы всем людям для эффективного взаимодействия с окружающими и выполнения тех или иных операций. В норме они начинают формироваться еще в раннем возрасте. Однако в силу органической структуры дефекта у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья эти социально значимые умения имеют ряд особенностей. Для данной категории дошкольников характерны следующие особенности развития коммуникативных умений:
- трудности восприятия устной речи собеседника;
- различные речевые патологии, в силу которых словесные реакции на просьбы и обращения сверстников становятся трудновыполнимыми;
- низкая социальная активность, замкнутость, нерешительность, ранимость, обидчивость, неумение инициировать диалог и поддерживать беседу.
Система инклюзивного образования позволяет детям с особенностями в развитии в процессе обучения овладеть коммуникативными компетенциями, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.
Возможности кружков и секций в развитии коммуникативных навыков
В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» принципы инклюзивного образования реализуются в процессе групповых развивающих занятий. Включение воспитанников в творческую познавательную деятельность позволяет им испытать радость общения и научиться работать в команде.
Кроме того, интегрированное инклюзивное обучение в системе дополнительного расширяет возможности для самореализации, способствуя развитию всех психических процессов. Занятия в творческих студиях и мастерских помогают выбрать профессию.
Концепция инклюзивного обучения предполагает решение таких задач, как:
- создание условий для воспитания морально-нравственных качеств и становления системы общечеловеческих ценностей у школьников;
- формирование у участников образовательно-воспитательного процесса толерантности путем вовлечения их в социально значимую деятельность, участие в воспитательных мероприятиях;
- обучение партнерским моделям поведения и навыкам работы в команде;
- выработка у участников группы навыков самостоятельного конструктивного урегулирования конфликтных ситуаций;
- формирование универсальных общеучебных навыков у дошкольников посредством включения их в проектную научно-исследовательскую деятельность.
Педагоги и психологи убеждены, что эффективность программ инклюзивного обучения зависит от особенностей организации процесса совместного творчества дошкольников. Роль взрослого в этом процессе сводится к управлению совместной деятельностью и межличностным общением воспитанников. Включение детей с разнообразными специальными потребностями в учебную деятельность вместе с остальными их сверстниками помогает им развивать не только академические навыки, но и социальные, эмоциональные и коммуникативные умения.
Формы развития коммуникативной компетентности
Инклюзивный процесс обучения создает предпосылки для формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников с ОВЗ. С помощью диагностики у специалиста можно разработать индивидуальный образовательный маршрут, включающий наиболее подходящие формы развития коммуникативных навыков.
Большой потенциал для личностного развития дошкольников несут в себе сюжетно-ролевые игры и театрализованная деятельность. Приняв на себя роль того или иного сказочного героя, ребенку легче вступать в межличностные контакты, а следование сценарию облегчает коммуникацию.
Микрогрупповая и парная работа являются оптимальными формами развития навыков общения у дошкольников и младших школьников. В небольшой по составе группе дети успешно справляются с заданиями творческого типа, самостоятельно распределяя обязанности и обсуждая спорные моменты.
В качестве дополнительной формы развития навыков межличностного общения используются элементы психологического тренинга, направленные на коррекцию индивидуально-типологических качеств детей.