Причины
К нарушениям фонетической стороны речи у детей приводит множество логопедических заболеваний (ринолалия, изменения голосообразования, дислалия, скрытая дизартрия). Особенности этих патологий — фонационные и звукопроизносительные дефекты. Классификация ФНР производится в зависимости от прямых причин фонетических нарушений:
- Патологии строения языка. Артикуляция практически всех согласных происходит с помощью языка, а значит, любые изменения его анатомии оказывают влияние на правильное произношение. Распространенной патологией, встречающейся чаще всего, является анкилоглоссия (короткая подъязычная связка).
- Стоматологические пороки развития. Наиболее частой причиной изменений речи детей с фонетическими нарушениями признан неправильный прикус: дистальный, мезиальный, боковой и передний открытые. К этим же этиологическим факторам нарушений фонетической речи относят пороки развития неба (готическое небо, волчья пасть), искажающие не только правильное произношение, но и речевое поведение в целом.
- Мышечный тонус речевой мускулатуры. Спазм или парез мышц артикуляции — характерная особенность дизартрии. При таких патологиях ухудшается подвижность губ, языка, связок голосового аппарата, снижается активность неба, изменяется речевой выдох (слабый, рассеянный).
- Заболевания гортани, такие как ларингит, трахеит, аномалии развития, папилломатозные изменения, функциональное переутомление голосовых связок, приводят к возникновению диспросодии.
- Двуязычие, иначе билингвизм, в системе ФНР встречается довольно часто. Для этих детей характерны, например, межзубный [С], увулярный [Р], двугубный [В].
- Влияние окружающей среды. Отсутствие должного внимания со стороны педагогов и родителей к развитию речи у ребенка приводит к фонетическим расстройствам. Необходимо помнить, что возникновение нарушения фонетического строя речи у детей с социально-педагогической точки зрения может быть связано с манерой речи взрослых (сюсюканье, картавость, излишняя смягчение звуков, шепелявость и др.).
Существуют примеры более тяжелых форм системного (общего) недоразвития вербальной функции или фонетико-фонематической патологии, которые включают в себя нарушение фонетической стороны речи и тяжелее поддаются коррекции.
В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» работа по коррекции фонетических расстройств речи у детей с диагнозом ФНР проводится по уникальным методикам и включает в себя формирование и укрепление навыков правильного произношения звуков (развитие артикуляционного аппарата), а также постановку речевого дыхания и звуков, произносимых с дефектом.
Симптомы
Для детей с фонетическими нарушениями речи верны следующие характеристики: изменение произношения звуков, речь с нарушением мелодики и словно иностранным акцентом (диспросодия), расстройство звуко-слогового темпа. Неправильное звукопроизношение обычно не влияет на письмо и не мешает осваивать грамоту.
Расстройства звуко-слогового темпа в системе ФНР могут проявляться пропуском букв или полностью слогов, добавочными слогами, подменой звуков и слогов, персеверациями и т.п. Такие неточности в произношении длинных и незнакомых слов у детей дошкольного возраста считаются вариантом нормы. Большинство детей ближе к школе осваивают звуко-слоговый состав многосложных терминов, иностранные и специфичные слова. Уменьшение количества слогов, недостаток согласных в словах — подобные неточности в основном отражают патологические изменения артикуляционной моторики.
Тонический акцент (диспросодия) ведет к нарушению ритмической картины, обеднению чувственной окраски сказанного. Важную роль во влиянии на мелодику произношения играет речевое дыхание, нарушенное при следующих патологиях: дизартрия, ринолалия.
Диагностика
Начинается обследование фонетических нарушений речи со сбора анамнеза со слов родителей или опекунов. Эта информация содержит данные о течении беременности, осложнениях в родах, развитии ребенка до года, перенесенных болезнях. Логопед-дефектолог проводит оценку речевой среды, момент появления и активность речи в довербальном периоде. Обращается внимание на наличие нарушений слуха, психологическое развитие ребенка.
В диагностические мероприятия по обследованию фонетических нарушений речи входят:
- Анализ структуры и функциональности голосового аппарата. Проводится физикальный осмотр принимающих участие в становлении речи органов: зубов, языка, челюстей. При осуществлении проб статики и динамики обнаруживаются симптомы недостаточной иннервации (дрожание и изменение положения языка, непроизвольное поднятие верхней губы при подъеме языка).
- Изучение произношения звуков. По схеме обследуются гласные и согласные ряды. Рассматривается произношение звуков в начале, середине и конце слов, а также воспроизведение терминов сложного слогового состава.
- Оценка голосовой и лингвистической функции речи. При этом специалист анализирует интонацию и темп речи, чистоту и высоту голоса. Важны характеристики речевого выдоха — устремленность, плавность, продолжительность.
- Оформление логопедической характеристики на ребенка с ФНР.
После логопедического заключения может потребоваться медицинская диагностика ФНР. Список обследований утверждается специалистом (врачом-неврологом, ортодонтом):
- магнитно-резонансная томография головного мозга;
- дневная или ночная электроэнцефалография;
- исследование гортани посредством ларингоскопии;
- компьютерная томография черепа;
- телерентгенография с цефалометрической оценкой.
Фонематическое и словообразовательное формирование без патологии. Ребенок с ФНР без трудностей разграничивает звуки речи, безошибочно проходит фонематическую оценку и синтез, обладает хорошим словарным запасом, умением словообразования и словоизменения, связной развитой речью.
Лечение
Применение медицинских препаратов необходимо в случаях, когда нормального звукопроизношения нельзя достичь посредством только занятий у логопеда.
Для лечения детей используются:
- лекарственные средства: ноотропная и витаминотерапия (витамины группы В);
- физиотерапевтические методы: лечебно-физическая культура, массаж шейно-воротниковой зоны, Войта-терапия, миостимуляция;
- лечение у стоматолога: восстановление нормального прикуса (функциональные аппараты, элайнеры, брекеты), пластика уздечки языка;
- лечение аномалий развития челюстно-лицевой области — закрытие расщелин, пластика твердого неба при хейлосхизисах (заячья губа, волчья пасть);
- терапия и хирургия патологий ЛОР-органов: удаление папиллом гортани, аденоидов, а также консервативное их лечение.
Главные цели специалистов нашего Центра по коррекционному обучению состоят в определении слуховых и произносительных характеров звуков, их постановке и автоматизации, получению правильного речевого выдоха, тембральной выразительности. В логопедии ФФНР в отличие от ФНР заболевание сложнее поддается коррекции, поскольку наряду с произношением нарушается восприятие речи, но своевременное обращение за помощью даст положительные результаты.