Искаженное звукопроизношение и восприятия слогов в дефектологии называют фонетико-фонематическим нарушением речи. Данная патология обнаруживается у детей, не имеющих интеллектуальных дефектов и проблем в работе слухового анализатора. Такой логопедический диагноз требует комплексной диагностики у специалиста, на основании результатов которой специалисты смогут разработать коррекционно-развивающую программу. Коррекция фонематического нарушения речи у ребенка является важной и неотъемлемой частью работы логопеда.
Общие сведения о речевой патологии
Нарушение фонематических процессов, сопровождающееся заменой звуков в речи, изменением слогового состава слов, искаженным произношением, лексическими и грамматическими ошибками, является основанием для постановки ребенку диагноза ФФНР. Все это указывает на слабое развитие восприятия похожих по звучанию звуков и слогов, трудности воспроизведения ребенком звуков, которые практически совпадают по артикуляционно-акустическим признакам.
Механизмы фонематических нарушений обусловлены такими речевыми аномалиями, как ринолалия, дизартрия, дислалия. По статистике, ФФНР обнаруживается у 25 % обследованных логопедами детей дошкольного возраста. Чтобы помочь ребенку преодолеть это нарушение, логопед применяет разнообразные методики и игры, направленные на тренировку артикуляции и разработку слухового восприятия звуков.
Специалисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» занимаются диагностикой и лечением данной аномалии, так как нарушения фонетического и фонематического типа препятствуют становлению навыков чтения и письма. ФФНР может стать предпосылкой для формирования стойкого речевого дефекта в виде дисграфии или дислексии.
Какие встречаются разновидности диагноза
Дефектологи классифицируют ФФНР на несколько типов. При легкой форме ФФНР у ребенка нарушена только дифференциация звуков, которые он произносит неправильно. В целом звуко-слоговой анализ слов он выполняет верно.
Для средней степени фонетико-фонематического недоразвития речи характерны слабая дифференциация звуков родного языка при нормальной работе артикуляционного аппарата пациента.
О тяжелой степени речевой патологии говорят в том случае, если ребенок не способен на слух воспринимать звуки и четко дифференцировать их. Он не может обнаружить заданный специалистом звук в конкретном слове, допускает ошибки при разделении слов на части.
Причины возникновения аномалии фонетико-фонематического типа
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи может быть приобретенной или врожденной аномалией. Основными причинами постановки ребенку такого логопедического диагноза являются:
- генетическая предрасположенность;
- тяжелое протекание беременности, при которой у матери был выраженный токсикоз, многочисленные стрессы и инфекционные заболевания, резус-конфликт крови женщины и плода, тяжелые роды с асфиксией у младенца;
- неблагоприятная речевая среда, в которой воспитывается ребенок;
- травмы артикуляционного аппарата ребенка в раннем возрасте, осложненные дефектами строения зубного ряда.
В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» коллектив специалистов помогает клиентам данной категории социализироваться, овладеть чтением и письмом, подготовиться к поступлению в школу.
Диагностика речевых отклонений
Диагностика — это базовое условие устранения фонематических нарушений. Основным методом, позволяющим выявить особенности патологии, является логопедическое комплексное обследование. В состав логодиагностики входят:
- диагностика умения клиента правильно произносить звуки и строить связные высказывания;
- обследование артикуляционного аппарата ребенка, изучение его строения и степени подвижности, оценка дыхательной и голосовой функций;
- определение уровня развития у ребенка способности дифференцировать звуки, навыков речевого анализа и синтеза;
- выявление степени сформированности у дошкольника умения разделять слова на слоги, анализировать их;
- изучение лексико-грамматических и словообразовательных навыков клиента, определение объема активного словаря ребенка.
Результаты диагностики служат основанием для разработки индивидуального коррекционно-развивающего маршрута. Акцент при проведении логопедических занятий делается именно на проблемы, которые были выявлены на диагностическом этапе.
Устранение проявлений фонетико-фонематической патологии
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз ФФНР, эффективна, если они посещают речевую группу. Основными направлениями работы логопедов и дефектологов с клиентами данной категории являются:
- исправление звукопроизношения, постановка правильной артикуляции и речевого дыхания с помощью специальных упражнений;
- развитие фонематического слуха и восприятия, умения различать фонемы, автоматизация дифференциации звуков;
- профилактика возникновения ошибок в процессе овладения письмом;
- расширение словарного запаса дошкольника, обучение детей чтению и основам письма;
- формирование словообразовательных навыков и умения логично строить предложения.
Методы и приемы логоработы специалисты выбирают с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Занятия проводятся не только индивидуально, но и в небольших группах, где у детей появляется возможность взимодействовать друг с другом. Специалисты используют красочную наглядность, игровые приемы, дидактические материалы, логомассаж. Успех коррекционно-развивающей деятельности выше, если работа начата в раннем возрасте.
Постепенно через регулярные занятия и домашнюю работу ребенок улучшает свою артикуляцию и расширяет свой речевой арсенал. Это помогает ему лучше понимать и быть понятым другими людьми, а также повышает его уверенность и самооценку.