Фонематическими дефектами звукопроизношения называют речевые нюансы, связанные с нарушением восприятия детьми некоторых слогов на слух. Такие отклонения от онтогенетических норм речевого развития никак не связаны с патологиями слуха или интеллекта маленького пациента. Так как классификация фонематических дефектов обширна, для их устранения требуется пройти комплексное логопедическое обследование. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей, специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.
Почему возникают фонетико-фонематические отклонения
По мнению экспертов, основные причины появления у детей фонематических дефектов — аномалии внутриутробного развития, перенесенные беременной женщиной инфекции, сопровождающиеся интоксикацией. На проблемы в речевом развитии влияют и родовые травмы, тяжелые роды, обусловленные слабой родовой деятельностью женщины.
На развитие речи малыша оказывают влияние внешние факторы:
- окружающая среда — ранняя стимуляция речи и общение в среде, где много говорят и используют разные звуки и интонации, способствует развитию речи и снижает риск ФФНР; ограниченная речевая среда увеличивает вероятность проблем с речью;
- здоровье — частые простудные, ушные и горловые инфекции;
- образование — раннее вовлечение ребенка в процесс обучения чтению и письму улучшает произношение.
Диагноз Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР) часто ставят после перенесенных в младенческом возрасте нейроинфекций, черепно-мозговых травм и сильных эмоциональных потрясений. Результаты исследований свидетельствуют о том, что фонетико-фонематические искажения передаются по наследству от родителей детям.
Диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.
Какие существуют разновидности диагноза
Как показывает логопедическая практика, проявления фонематических дефектов у дошкольников различны, поэтому в ходе диагностики логопед сначала определяет тип патологии:
- Легкая степень фонетико-фонематического недоразвития речи. В этом случае искажений слоговой структуры нет, но некоторые трудные по артикуляции фонемы произносятся неправильно.
- Средняя степень фонематического дефекта требует интенсивной работы с логопедом, так как при ней дошкольник большую часть звуков родного языка не различает, произносит их искаженно. При этом других коммуникативных трудностей у него нет.
- Тяжелая степень ФФНР. При такой форме диагноза восприятие устной речи нарушено, поэтому детская речь невнятная. Тяжелая степень патологии делает невозможным изолированное различение фонем, определение их последовательности в слове.
Подозрения на ФФНР возникают, если сложные фонемы дошкольник заменяет простыми, некоторые звуки произносит нечетко, сливает несколько звуков в один. Логопедическая помощь нужна даже в том случае, если симптоматика диагноза возникает лишь эпизодически.
Современные методы коррекции
Основная задача специалиста при коррекции фонематического дефекта — научить дошкольника различать звуки на слух. Развитие слухового восприятия способствует не только устранению признаков ФФНР, но и ликвидации других речевых проблем.
На занятиях логопед-дефектолог исправляет звукопроизношение, автоматизирует четкую дикцию, дает упражнения на тренировку мышц артикуляционного аппарата. Эффективными методами коррекционно-развивающей работы признаны логомассаж и логоритмика. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, коррекция проводится в группе или индивидуально.
Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.