Фонетическое недоразвитие речи у детей обусловлено нарушением процессов восприятия звуков родного языка и их сочетаний. Эта логопедическая аномалия обусловлена слабым развитием фонематического слуха и нарушением процессов фонематического восприятия. Интеллектуальных проблем и диагнозов, связанных с нарушениями работы слухового анализатора, при этом нет. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития.
Почему появляются проблемы распознавания звуков
Распространенной причиной нарушений фонематического слуха являются врожденные аномалии развития, возникшие в результате осложненной беременности, тяжелых родов. Негативные логопедические последствия возникают и при нейроинфекциях, механических повреждениях костей черепа, перенесенных в младенческом возрасте. Хронический стресс и сильные эмоциональные потрясения рассматриваются специалистами как один из факторов, который негативно влияет на речевое развитие в дошкольном возрасте.
Какие встречаются разновидности фонетических дисфункций
Аномалии фонематического и фонетического типа определяются врачом, так как проверить фонематический слух в домашних условиях могут не все родители. По выраженности клинических проявлений фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) подразделяется на такие виды, как:
- легкая степень, при которой в речи присутствуют только единичные звукозамены и искаженное произношение сложных артикуляционных согласных;
- средняя степень, при которой ребенок ошибочно распознает большую часть слогов, но в целом способен связно излагать собственные мысли;
- тяжелая степень, при которой речь ребенка нечленораздельна из-за нарушенного понимания принципов формирования слогов, слабой дифференциации согласных и лексико-грамматических проблем.
Нарушения фонематического слуха требуют комплексной диагностики и своевременного лечения. Если игнорировать фонематическую дисфункцию, она перерастет в стойкие логопедические диагнозы, исключающие возможность обучения в общеобразовательной школе.
Наши врачи и педагоги с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный терапевтический маршрут. В нашем Центре работают высококвалифицированные специалисты, которые постоянно обновляют свои знания и навыки, чтобы быть в курсе последних достижений медицины и педагогики.
Как помочь ребенку научиться распознавать фонемы родного языка
Чтобы разработать индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут, логопед-дефектолог «НейроСпектр» проводит углубленное обследование дошкольника, определяя объем его активного словаря, качество дикции, знание базовых лексико-грамматических принципов. У детей старшего дошкольного возраста специалист дополнительно диагностирует готовность к изучению грамоты, усвоению правил послогового чтения и безошибочного письма.
Занятия по развитию умения дифференцировать звуки проводятся в групповой или индивидуальной форме. Игровой формат занятий — это базовое условие поддержания интереса ребенка к коррекционно-развивающему процессу. Для стойкой положительной динамики необходимо не только систематически посещать занятия с логопедом-дефектологом, но и закреплять умение различать звуки с помощью специальных упражнений дома — разнообразных и интересных, чтобы поддерживать мотивацию малыша. Родители могут легко адаптировать простые упражнения в повседневную жизнь, превращая их в увлекательные игры. Например, поиграть в «Угадай звук», используя различные предметы, производящие характерные звуки.
Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые вызвали нарушение и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.