Афазией в дефектологии принято называть расстройства, возникающие при травмировании центра речи в головном мозге. Индивид теряет способность выражать свои переживания, интерпретировать эмоциональные высказывания других людей, так как при афазии страдает экспрессивная сторона речи. Тяжелые формы экспрессивной афазии сопровождаются потерей способности читать и понимать прочитанный художественный текст, безошибочно писать, выполнять арифметические действия. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей, специалистов в области функционального развития.
Общие сведения о диагнозе
Дефект возникает только в постнатальном периоде развития. С опорой на результаты комплексного обследования экспрессивной речи диагноз при характерных симптомах афазии ставят только средним дошкольникам и лицам старшего возраста, у которых речь уже сформирована.
Экспрессивная афазия — сложный диагноз, при котором у маленького пациента отмечаются множественные сопутствующие проблемы:
- моторные нарушения;
- потеря чувствительности;
- нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
- дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе.
Наши врачи и педагоги с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.
Какие существуют разновидности патологии
При каких афазиях первично страдает экспрессивная речь? Ответ на данный вопрос кроется в традиционном подходе к классификации рассматриваемой аномалии. В дефектологии и логопедии принято выделять:
- Моторный эфферентный тип расстройства, который сопровождается потерей координации движений, артикуляционной апраксией. Патология возникает в результате механического повреждения двигательного центра Брока. Людям с таким диагнозом трудно выговаривать слоги и выстраивать их в нужную последовательность в словах.
- Семантический тип афазии характеризуется тем, что экспрессивная речь становится невозможной из-за непонимания человеком длинных предложений и терминов.
- Динамическая афазия характеризуется утратой маленьким пациентом способности к экспрессивной речи и активному говорению. При данном расстройстве в речи преобладают существительные. Построение связных распространенных предложений становится затруднительным.
- Гностическая форма нарушения возникает при повреждении центра Вернике. Человек при этом воспринимает речь как бессвязный набор звуков. Он не в состоянии выделить слова как самостоятельные части предложения, в результате чего полноценная коммуникация становится недоступной.
В основе представленной классификации лежит область локализации повреждения головного мозга. Если травмированы несколько отделов сразу, говорят о смешанном типе экспрессивной афазии, при котором наблюдаются множественные нарушения речи.
С чего начинается терапия расстройства
Сначала дефектолог собирает анамнез, расспрашивая родителей ребенка о причинах появления речевого расстройства. В сложных клинических случаях для постановки точного диагноза необходима консультация узких специалистов.
Затем специалист определяет неврологический статус маленького пациента, оценивает степень сохранности рефлексов и чувствительности, диагностирует особенности мышечного тонуса и способность к координации движений.
Основные инструменты диагностики — МРТ, электроэнцефалография, УЗИ сосудов шейного отдела и головного мозга, анализ спинномозговой жидкости, ангиография, КТ. Совокупность диагностических приемов позволяет определить локализацию поражения, степень серьезности нарушений и составить индивидуальный реабилитационный маршрут.
Специалисты «НейроСпектр» в работе с детьми, страдающими экспрессивной афазией, учитывают все нарушения, характерные для этого расстройства. Реабилитация в таких случаях комплексная и подразумевает:
- логопедическую терапию, направленную на восстановление речевых функций;
- физиотерапию для улучшения двигательной активности;
- эрготерапию для восстановления навыков самообслуживания;
- психологическую поддержку, помогающую справиться с эмоциональными трудностями.
Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.