Эхолалия и ее разновидности
Эхолалия в детской речи проявляется в автоматическом произношении услышанного без осознания его смысла. Ребенок может повторять то, что произнес взрослый, находящийся рядом, или диктор радио (телевидения).
Эхо-симптом бывает немедленным и отсроченным. Первый тип подразумевает, что малыш произносит фразу сразу, как только он ее услышал.
При отсроченном эхо-симптоме дети повторяют то, что услышали вчера, на прошлой неделе или месяц назад. Данный тип симптома часто демонстрируют пациенты с расстройствами аутистического спектра (РАС). У многих аутистов отличная память. Это позволяет детям воспроизводить практически без изменений даже небольшие рассказы. Аутисты способны повторить текст, даже если слышали его довольно давно.
Эхолалия у ребенка 4–5 лет нередко сопровождается и иными проблемами. Например, это могут быть задержки речевого или психоречевого развития (ЗРР или ЗПР), алалия и даже психическое заболевание. Из-за того, что повтор слов может быть признаком серьезного нарушения, необходимо обратиться за помощью в Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр».
Почему возникают речевые повторы
Говорить о том, что повторы, встречающиеся в детской речи, бессмысленны, нельзя. Дело в том, что до определенного возраста такая манера является нормой. Но ее присутствие в речи более старших детей — это уже признак патологии. Эхолалия у ребенка в 3 года — это возможность:
- Поддержать беседу. Малыш еще слишком мал, чтобы понимать, что разговор предполагает диалог. Он неспособен составить фразу и уверен, что для успеха коммуникации нужно просто повторить за собеседником.
- Понять услышанное. Такая манера типична для взрослых, изучающих иностранный язык. Чтобы понять фразу, им ее нужно почувствовать, и повторение помогает в этом, в том числе малышам.
- Обозначить предмет или действие. Например, если малышу перед кормлением говорили «Пойдем кушать!», впоследствии он станет повторять эту фразу, если захочет, чтобы его покормили. Поэтому логопеды рекомендуют изначально при совершении неких действий приучать к той фразе, которую в этой ситуации должен произнести ребенок, а не взрослый. Например, отдавая малышу игрушку, говорить «Дай!». Хотя обычно, и это логично, говорят «На!». Если придерживаться этой тактики, то позже, когда ребенок научится говорить, если малышу потребуется игрушка, он сразу скажет «Дай!»;
- Выразить согласие. В данном случае повтор фразы может означать, что ребенок не возражает против сказанного.
- Продемонстрировать свои эмоции. Тогда дети произносят фразы, которые они связывают с определенными чувствами.
Если эхолалия в речи более взрослого ребенка нужна для самостимуляции или восстановления внутреннего равновесия, можно заподозрить РАС. Для аутистов важны ритуалы и привычки. Повторение определенной фразы помогает им перейти в нужное состояние: успокоиться или активизироваться.
Диагностика и коррекция
Симптомы эхолалии у детей в возрасте до 1 года и в 3–4 года, то есть в периоды, когда речь формируется особенно активно, не нуждаются в коррекции. Это вариант нормы, способ освоения родного языка. Если помимо повторений есть и другие признаки отклонений, желательно показать ребенка психологу или психоневрологу.
Если эхолалия диагностирована у ребенка 5 лет, необходимо посетить логопеда-дефектолога и начать заниматься со специалистом. Желательно создать дома особые условия с учетом диагноза:
- Следить за речью, произносить слова четко и грамотно.
- Составлять вопросы так, чтобы можно было ответить только «да» или «нет», исключить возможность их двойного толкования.
- Постараться обеспечить дома спокойную обстановку. Речь идет не только о негативных проявлениях эмоций (о скандалах, ругани), но и о слишком ярких позитивных чувствах.
- Приучить себя к тому, чтобы говорить с ребенком ровным спокойным тоном. Часто при многократных повторениях, при необходимости объяснить что-то, понимание чего вызывает у обучаемого трудности, люди неосознанно переходят на повышенный тон, начинают жестикулировать, активно двигаться. Это дополнительный стресс для всех членов семьи, а для ребенка еще и проблема, ведь он ассоциирует определенные речевые конструкции с конкретными чувствами. Впоследствии малыш станет использовать эти фразы в общении, чтобы выразить собственные эмоции.
Сама эхолалия не требует лечения медикаментами. Логопед занимается расширением словарного запаса, приучает корректно выражать мысли, беседовать. Однако не менее важно уточнить первопричину появления эхо-симптома, то есть основной диагноз, и одновременно заниматься еще и этой проблемой.
Специалисты нашего Центра занимаются диагностикой и коррекцией эхолалии у детей любого возраста. Они помогут и определить основной диагноз, и подобрать грамотную схему лечения.