Дефекты моторики артикуляционных органов у детей приводят к нарушениям в произношении звуков и формировании речи. Вызывают их различные причины: анатомические аномалии, медицинские состояния или нарушения развития. Дети с подобными дефектами испытывают сложности в правильном формировании звуков, четком произношении слов и выражении своих мыслей. Раннее выявление и вмешательство специалистов обеспечит малышам возможности развития нормальной речи и общения. В клиниках Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» мы используем комплексный подход к восстановлению функций мозга у детей. Совместная работа врачей и специалистов по функциональному развитию позволяет нам применять различные методики для активизации процессов, влияющих на развитие мозга ребенка.
Общие сведения о патологии
Если созревание органов артикуляционного аппарата у детей отстает от средних показателей онтогенетической нормы, специалисты говорят о речевом недоразвитии. Отставание в созревании отдельных речедвигательных частей не связано с тяжелыми интеллектуальными аномалиями, врожденным поражением нервной системы и неврологическими диагнозами. Истинная причина невнятной речи связана со слабостью речевых мышц.
Как показывает практика, недоразвитие отделов, участвующих в говорении, встречается у 10 % детей дошкольного возраста. Иногда проблемы обнаруживают себя только после поступления ребенка в первый класс общеобразовательной школы.
Некоторые из типичных дефектов сопровождаются очевидными признаками:
- дисфункция языка;
- недоразвитие жевательных мышц;
- недостаточный контроль над губами и языком;
- асимметрия лица.
При нарушении строения органов артикуляционного аппарата искажается звукопроизношение, речь человека становится неразборчивой. Чтобы исправить речь, требуется ее углубленная логопедическая оценка, с опорой на результаты которой разрабатывается индивидуальная программа развития движений органов артикуляционного аппарата. Часто проблема обусловлена не только логопедическими, но и медицинскими дефектами, поэтому для составления программы терапии необходимо комплексное обследование.
Диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.
Диагностика и исправление дефекта
Изучением и исправлением рассматриваемого дефекта занимаются логопеды и дефектологи. Работа с маленьким пациентом начинается с внимательного обследования уровня подвижности органов артикуляционного аппарата. По его результатам специалист делает заключение о степени тяжести аномалии: высокая, средняя или легкая. В основе классификации лежит выраженность симптомов.
Для повышения четкости речи человека используются современные методики, направленные на развитие силы голоса и оперативной переключаемости органов артикуляционного аппарата. Коррекция предполагает не только очные занятия с логопедом-дефектологом, но и самостоятельную тренировку мышц в домашних условиях. Для формирования необходимого уровня подвижности органов артикуляционного аппарата логопед дает задания на отработку основных движений, которые лежат в основе четкого произношения.
При соблюдении четкого расписания очных занятий с логопедом и выполнении домашних заданий, прогноз на выздоровление благоприятный. Продолжительность курса коррекции определяется тяжестью выявленных проблем. Рекомендуется начинать коррекционные занятия как можно раньше, так как в дошкольном возрасте мышцы ребенка обладают большей пластичностью и быстрее тренируются.
Если у малыша есть неврологические проблемы, ему помогут невролог, логопед-дефектолог и реабилитолог. Эти специалисты будут работать с ребенком, чтобы улучшить его способность общаться и говорить более четко. Благодаря своевременному применению методик активизации мозга и глубокому пониманию специалистами нашего Центра всех процессов, которые привели к нарушениям в развитии центральной нервной системы ребенка, мы разработали высокоэффективный алгоритм воздействия, направленный на восстановление нормальной работы мозга.