Для правильного звукопроизношения у детей требуется нормальное развитие и слаженная работа органов, которые участвуют в образовании звуков. Наличие дефекта строения артикуляционного аппарата вызывает серьезное нарушение звукового произношения. Такое расстройство плохо сказывается на качестве жизни ребенка, социальной адаптации, усвоении школьной программы. При обнаружении артикуляционных проблем у малыша родителям следует сразу обратиться к логопеду-дефектологу. Своевременная коррекция патологии поможет избежать необратимых последствий. В клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» мы используем комплексный подход к восстановлению функций мозга у детей. Совместная работа врачей и специалистов по функциональному развитию позволяет нам применять различные методики для активизации процессов, влияющих на развитие мозга ребенка.
Основные дефекты
Органический дефект артикуляционного аппарата (врожденный, приобретенный) отрицательно воздействует на формирование речевой активности. У маленьких детей чаще диагностируют следующие проблемы:
- нарушение строения губ;
- укороченная уздечка языка (затрудняет движения языка, влияет на звукопроизношение и функцию глотания, ограничивает развитие речевых навыков);
- увеличенные промежутки между зубами;
- аномалии в строении челюсти либо носа (вызывают проблемы с дыханием, образованием звуков, нарушают внешний вид лица);
- слишком большой или маленький объем языка.
Заметное нарушение артикуляционной речи нередко наблюдается при недостаточной подвижности органов голосового аппарата. Устранить проблему поможет специальный комплекс упражнений, индивидуально разработанный для маленького пациента логопедом-дефектологом.
Наши специалисты, обладающие многолетним опытом работы, помогут решить любую проблему. Диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и определить нарушение, а также выбрать оптимальный план коррекции и лечения.
Лечение и коррекция
Избавиться от тяжелых анатомических дефектов артикуляционного аппарата непросто. Для этого потребуется хирургическое вмешательство, если консервативные методы не приносят результатов. К некоторым из общих дефектов, требующих хирургического лечения, относятся: расщепление неба или губы, рефлюкс, гипертрофия аденоидов или миндалин, другие аномалии артикуляционного аппарата.
В остальных случаях малышам показаны артикуляционные упражнения для языка, губ, щек, скул, челюсти. При их выполнении необходимо строго придерживаться следующих правил:
- тренироваться ежедневно не меньше четверти часа;
- повторять каждое упражнение 7–10 раз;
- в процессе занятий соблюдать точность и ритмичность движений, обязательно следить за симметричностью расположения языка;
- проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом, чтобы самостоятельно контролировать правильность ее выполнения;
- переходить к сложным упражнениям после качественного усвоения более простых.
Родителям нужно помнить: полностью устранить артикуляционно-фонетические дефекты удается только при регулярных тренировках под наблюдением специалиста и в домашних условиях. Чем раньше начать занятия, тем больше шансов вскоре добиться положительного эффекта — подготовить речевой аппарат к надлежащему произношению звуков. В большинстве случаев успех коррекции зависит от старательности ребенка, систематичности и эффективности коррекционных занятий.
Если у малыша диагностированы неврологические проблемы (например, детский церебральный паралич, эпилепсия, дискинезия), ему помогут специалисты нашего Центра: невролог, логопед-дефектолог и реабилитолог. Они будут работать с ним, чтобы улучшить его способность лучше общаться и говорить более четко.
Благодаря своевременному применению методик активизации мозга и глубокому пониманию специалистами нашего Центра всех процессов, которые привели к нарушениям в развитии центральной нервной системы ребёнка, мы разработали высокоэффективный алгоритм воздействия, направленный на восстановление нормальной работы мозга.