Апраксия речи (оральная апраксия) — это сложное нейропсихологическое нарушение, в результате которого нарушается нормальное произношение и построение речи. Апраксия не связана с несостоятельностью или слабостью мышц артикуляционного аппарата и отставанием в умственном развитии. Ребенку с такой патологией правильно произносить звуки, слова и фразы мешает нарушение координации между движениями разных мышц, участвующих в артикуляции. Решить проблему поможет сочетание лечебных мероприятий и специальной учебной программы. Врачи Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» помогают максимально приблизить развитие речи ребенка с этим видом апраксии к нормальному онтогенезу.
Какие признаки указывают на апраксию речи
Для каждого возрастного периода характерны особые признаки нарушения. У детей раннего возраста, когда изменения в работе органов речи заметны наиболее ярко, симптомы апраксии таковы:
- в начальном периоде речевого развития отсутствует лепетание;
- задерживается этап становления активной речи;
- спектр воспроизводимых звуков ограничен, их соединение в слоги, слова и фразы затруднено;
- сложные звуки либо пропускаются, либо заменяются на другие, более легкие для произношения.
У детей старшего возраста одним из признаков нарушения является структура речи, которая строится преимущественно из коротких фраз. Составление длинных, сложных предложений ребенку с таким диагнозом дается значительно труднее.
Точный диагноз можно выставить только после комплексного обследования.
Что может стать причиной развития апраксии речи
К развитию апраксии речи у детей приводит нарушение нормального развития и работы головного мозга. К негативным изменениям в разных его отделах (в мозолистом теле, лобных и теменных долях коры) могут привести такие патологии, как:
- черепно-мозговые травмы;
- опухолевые заболевания головного мозга;
- болезни Альцгеймера и Паркинсона;
- слабоумие, вызванное хроническим недостатком мозгового кровоснабжения;
- энцефалит и другие воспалительные заболевания головного мозга.
Любое из этих нарушений здоровья требует пристального внимания к состоянию пациента во время всего периода лечения и реабилитации. Малейшие негативные изменения, влекущие за собой нарушения в работе речевого аппарата, должны тщательно анализироваться профильным врачом.
Виды апраксии речи
В логопедии выделяют несколько видов апраксии речи. Классификация зависит от особенностей воздействия патологии на органы артикуляции. Нарушение целенаправленного комплекса движений, свойственного оральной апраксии, характерно для таких логопедических заболеваний, как афазия, корковая дизартрия и моторная алалия.
Расстройству сложных движений губ и языка, возникающему при моторной апраксии лицевой мускулатуры, сопутствуют другие отклонения:
- угловатость движений и скованность походки, часто проявляющаяся в виде мелких шагов;
- трудности в выполнении обычных бытовых действий (при уборке, одевании, манипуляциях с посудой и столовыми приборами);
- неконтролируемость действий в связи со сложностью координации движений.
Диагностика у специалистов для определения специфики заболевания включает в себя оценку характеристик устной речи, согласованности движений мышц, состояния органов слуха, способности к ведению диалога и внятности произношения.
Диагностика этого состояния требует комплексного подхода и включает наблюдение за ребенком как в домашней среде, так и во время общения с речевым терапевтом или специалистом. При диагностике апраксии у ребенка врач обычно проводит анализ общего уровня речевого развития, включая оценку произношения звуков, скорости и ритма речи, а также способности к повторению и подражанию. Кроме того, могут быть назначены специальные тесты и задания для определения наличия апраксии и ее степени. Важным этапом в диагностике является также анализ фонетической и фонологической сторон речи, чтобы определить конкретные звуки и звуковые сочетания, с которыми у малыша возникают трудности. Кроме того, при диагностировании апраксии учитывается общая оценка развития ребенка, его социализация, уровень интеллектуального развития и реакции на обучение речи.
В дополнение к визуальной оценке, проверке мелодики и тонуса мускулатуры органов речи применяют аппаратную диагностику состояния и работы головного мозга, основанную на использовании различных инструментов и технологий для более точной оценки характера и степени нарушения речи.
К каким последствиям может привести апраксия речи
Апраксия речи приводит к общей задержке речевого развития. Ребенок с таким нарушением испытывает трудности в общении с окружающими — взрослыми и, в особенности, ровесниками. Дополнительно усугубляет качество речи волнение. Все это усиливает психологический дискомфорт и препятствует нормальной социализации.
Мелкая моторика при таком заболевании развита у ребенка недостаточно хорошо. Это вызывает трудности в выполнении простейших заданий и бытовых дел: застегивании пуговиц, завязывании шнурков, сборке конструктора.
Повышенная чувствительность рецепторов в ротовой полости вызывает дискомфорт при чистке зубов и употреблении твердых, хрустящих продуктов. Это усложняет освоение такими детьми гигиенических навыков и ограничивает их рацион.
Что касается периода школьного обучения, то совокупность неудобств и нарушений, сопутствующих апраксии, приводит к сложностям в освоении чтения и грамматики. С возрастом нерешенная проблема провоцирует развитие агрессии и других негативных изменений в психическом здоровье.
Насколько эффективны лечение и профилактика апраксии речи
При систематическом лечении и проведении занятий под контролем специалистов Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» можно уверенно рассчитывать на благоприятный результат. Наилучший эффект дают регулярные (до пяти раз в неделю) индивидуальные занятия при условии терпеливого отношения родителей и благоприятной атмосферы в семье.
Целью коррекционной работы является улучшение артикуляции и понимания ребенком звуков и слов. Занятия предусматривают специально разработанные упражнения, направленные на укрепление и координацию артикуляционного аппарата, методы зеркального моделирования, при которых ребенку показывают правильное произношение звуков с помощью зеркала, чтобы он видел и повторял движения губ и языка.
Что касается профилактики, то специальных рекомендаций по предотвращению апраксии речи не существует. Можно лишь посоветовать общие мероприятия, направленные на поддержание здоровья и укрепление иммунитета: полноценное питание, оптимальные физические нагрузки, рациональный режим труда и отдыха, своевременное обращение к врачам при любых заболеваниях и контроль за состоянием здоровья.