Знал, но забыл
Амнестическая афазия характеризуется невозможностью употреблять давно известные слова. У человека сохранены слух, интеллект, он хорошо понимает сказанное и внятно говорит сам, но в речи частые паузы. Он заменяет слова на не подходящие по значению, а иногда и только что придуманные. Вспомнить слово порой удается только с помощью близких или логопеда. Пациент говорит: «Это то, чем едят», расстраивается, что не может назвать предмет, но после первого слога «ло» вспоминает: «Ложка!» Признаки амнестической афазии напоминают стадию формирования речи, когда у ребенка еще бедный активный словарный запас. Но причины при заболевании совершенно другие.
Как ребенок!
Речь — сложный процесс, при котором активно взаимодействуют различные зоны коры головного мозга. Так, зона Вернике, отвечает за понимание, в зоне Брока формируются сигналы, в результате превращающиеся в слова и фразы. Важна роль слуховых и зрительных анализаторов. Когда человек разговаривает, активно работает весь мозг. В нем налаживаются связи, например между образом ложки и словом, которое обозначает данный предмет. Именно эти связи и разрушаются у больных амнестической афазией. В этом и кроется отличие между пациентами Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр», которые проходят лечение от амнестической афазии, и здоровыми малышами. Нормальный процесс формирования связей идет сам собой, а если связи разрушены, их восстановление требует помощи извне. По счастью, детский мозг пластичен, и помочь нашим пациентам проще, чем взрослым и особенно пожилым людям.
Кто разрушил мостик в голове?
Обычно речевые нарушения определенного типа связаны с проблемами в функционировании конкретной зоны коры головного мозга, и это помогает врачам установить диагноз. Но не в данном случае. Как у левшей, так и у правшей амнестическая афазия развивается чаще всего при поражении:
1) базальных или передних отделов височной доли,
2) височно-теменно-затылочного стыков,
3) нижней теменная дольки.
Встречаются очаги и в других областях коры головного мозга. Причины нарушений различны. У детей в большинстве случаев амнестическая афазия возникает при поражении головного мозга в результате травм, но встречается болезнь и у тех, кто пережил тяжелое отравление с поражением головного мозга, нейроинфекцию, страдает эпилепсией, опухолевыми заболеваниями головного мозга. Но суть всегда одна — перенесенное состояние привело к гибели нейронов в определенном участке коры. Речь — это результат сложной работы мозга. Поэтому амнестическая афазия наблюдается при самых разнообразных поражениях.
Зачем искать причину?
Амнестическая афазия — это лишь симптом тяжелого поражения головного мозга. Чтобы успешно с ним бороться, необходимо убедиться, что пациенту не станет хуже. Поэтому в лечении болезни активно участвуют врачи-неврологи. Если не убрать причину, локализация повреждений расширится, и амнестическая афазия будет сочетаться с другими нарушениями. Часто это лицевая агнозия, при которой пациент не может узнать даже родных людей не только на фото, но и в жизни.
Поэтому пациентам проводят различные исследования. Компьютерная или магнитно-резонансная томография помогут узнать, нет ли аномальных изменений внутри черепной коробки. Таким способом не трудно обнаружить опухоли, отломки кости после черепно-мозговых травм, участки тканей, которые остались без кровоснабжения и многое другое. Электроэнцефалография — запись электрических сигналов, которые подает головной мозг — поможет определить, нет ли участков скрытого возбуждения коры, то есть не связано ли забывание слов с признаками эпилепсии. Эта коварная болезнь не обязательно проявляется большими судорожными припадками, встречаются и формы с малозаметными проявлениями.
Крайне важен осмотр опытного невролога. Специалисты нашего центра много работают с речевыми проблемами у детей. Они умеют найти подход к любому ребенку, помочь ему почувствовать себя непринужденно и порой замечают такие признаки, которые обычно остаются скрытыми от глаз врача не только в поликлинике, но и в стационаре.
Вспомнить все!
Нарушения при амнестической афазии требуют слаженной работы команды врачей и дефектологов. Необходимо подключаться и родным малыша. Главное — делать это правильно. Ведь задача — выстроить новые связи взамен утраченных, а значит, простым повторением многого не добьешься. Образ предмета складывается из набора факторов, и задача взрослых — подключить как можно больше ощущений ребенка. Малыш не может вспомнить слово «ложка» потому, что нарушена связь между зрительным образом и названием предмета? Не беда, ведь ложку можно:
- пощупать,
- покрутить в руках,
- лизнуть,
- послушать, как она падает на пол,
- понюхать.
Какое-то из знакомых ощущений вполне может оказаться ключиком к забытому слову и подскажет специалистам возможные пути реабилитации. Детский мозг пластичен, и при устранении причины забывания слов наращивает новые связи довольно быстро. Особенно если дать ему поддержку в виде дозированной нагрузки, которая будет стимулировать активность различных зон.