Как возникает заболевание
Алексия — это нарушение, которое проявляется, когда мозг не может получить доступ к информации из орфографической сети доминирующего языка полушария после получения текстового визуального ввода. Другое название этого синдрома — «словесная слепота». Чистая алексия относится к сохранению орфографии и письма.
Алексия — болезнь, которая означает неспособность понять письменный материал. Способность пациентов писать остается нетронутой, но они не могут читать спонтанно, даже то, что они написали несколько секунд назад. Другие особенности языка, такие как понимание речи, обычно сохраняются. Текущие модели чтения и орфографии являются модульными и теоретизируют, что система чтения имеет отдельные подсистемы для ортогональной, семантической и фонологической обработки.
Каждая подсистема считается специфичной для домена, поэтому каждая из них специализируется на обработке определенного аспекта информации, связанной с чтением. Поскольку подсистемы специфичны для конкретной области, одна из них может выйти из строя, не затрагивая функции двух других подсистем. В этом заключается основная причина алексии. В чистой алексии орфографическая обработка нарушена, но семантическая и фонологическая обработка не повреждены. В тяжелых случаях пациенты имеют глобальную алексию и не могут читать даже отдельные буквы.
Как болезнь проявляет себя
Алексия у детей может проявляться по-разному. Поэтому сразу распознать недуг получается не всегда. Тут важно провести комплексное обследование, если замечены хоть какие-то признаки. Заболевание может вызывать трудности со следующими функциями:
- распознаванием слов;
- идентификацией и прочтением синонимов;
- сложности с чтением, несмотря на способность произносить слова;
- трудность читать очень долго;
- появление «слепых пятен», блокирующих конец строки или длинного слова;
- затруднение с сосредоточением внимания на левой части абзаца или страницы;
- раздвоение изображения при попытке чтения;
- возможность читать одни слова, но не другие.
В редких случаях у человека с алексией симптомы могут проявляться так: можно читать более крупные слова, но не получается прочесть крошечные слова, такие как «это», «к», «и» и т. д.). В некоторых случаях могут встречаться комбинации разных видов алексии.
Как диагностируют алексию
Правосторонняя сплошная гомонимная гемианопсия часто присутствует из-за того, что алексия возникает при поражении левой затылочной коры. Правосторонняя ахроматопсия и цветовая аномия также наблюдались у пациентов с чистой алексией.
Диагноз основан на симптоме неспособности читать, но пациент по-прежнему сохраняет остроту зрения и способность писать. У пациентов часто есть правоименная гемианопсия из-за участия левой затылочной доли. Нейропсихологическое тестирование также может быть использовано для диагностики алексии без аграфии. Это основанный на производительности метод оценки когнитивной функции, который может быть использован для оценки повреждения мозга, заболеваний мозга и психических заболеваний.
МРТ обычно выявляет поражение левой затылочной доли с вовлечением глубоких отделов белого вещества или пластины мозолистого тела, соответствующее сосудистому распределению задней мозговой артерии. Пациенты с инсультом должны пройти обычную оценку и управление факторами риска инсульта, включая тромботическую и эмболическую этиологию.
Есть ли способы лечения?
До сих пор нет лекарства от этого расстройства, но возможна коррекция алексии. Было показано, что есть лечение, которое помогло бы пациентам читать нормально или близко к нормальной форме. Поскольку нет препарата или лечения, которое значительно улучшило бы способность читать, для улучшения состояния детей используют такие стратегии, как:
- чтение «букв за буквами»;
- устное перечитывание;
- тактильно-кинестетическое обучение.
Многие методы реабилитации зрения можно попробовать в лечении чистой алексии. Один из методов включает в себя улучшение чтения «букв за буквами». Устное перечитывание — это еще один метод, который можно использовать. Оно может привести к повышению точности и скорости чтения. Другой метод включает в себя повышение способности пациентов получать доступ к целым словам в их орфографическом лексиконе с помощью неявных задач. Один из способов достичь этого заключается в том, чтобы показывать пациенту слова и «не слова» на компьютере и как можно скорее просить назвать, является ли этот предмет словом или нет.
Другие методы — тактильно-кинестетические техники, которые полагаются на чувство прикосновения и чувство движения мышц:
- Тактильное лечение включает в себя отслеживание контуров букв на коже пациентов и обращение к ним с просьбой назвать письмо.
- Кинестетическое лечение включает в себя упражнения, когда пациенты пишут или отслеживают буквы пальцем, прежде чем называть буквы.
- Сочетание тактильной и кинестетической тренировки включает в себя инструктаж пациентов отслеживать буквы на своей собственной коже.
Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпект» проведет диагностику, поможет с классификацией алексии. Специалисты нашего Центра скорректируют речевые ошибки, отклонения и другие неврологические нарушения у ребенка.