Логопедическая работа при алалии
Воспользуйтесь одним из наших предложений!
Логопедическое обследование детей с алалией
Дети, у которых диагностирована алалия, нуждаются в консультировании невролога, отоларинголога, логопеда и психолога. В качестве методов диагностики степени повреждения речевого центра в мозгу используются следующие методы:
- ЭЭГ;
- рентгенологическое обследование;
- магнитно-резонансная томография;
- исследования слухового центра;
- эхоэнцелография.
Специфика работы логопеда при смешанных формах алалии включает оценку состояния неречевых психических функций, слухового восприятия, пространственной ориентации. Исследования включают работу с предметными картинками, неполными картинками, контурами фигур, цветными квадратами. Для определения слухового гнозиса используются игрушки, издающие определенные звуки. Таким образом логопед определяет направление и дифференциацию звука.
Важным аспектом является нарушений общей и мелкой моторики ребенка. Развитие рецепторов мозга, отвечающих за движения пальчиков, стимулирует прогресс в нормализации речевой функции. Патологиями считаются неправильная координация рук и ног, нарушение чувства равновесия, правильность осанки, объем движений, способность к самостоятельному выполнению заданий.
Особенности коррекционно-логопедической работы при алалии
Центр детской речевой неврологии и реабилитации «Нейроспектр» предлагает услуги коррекции логопеда при алалии. Специалисты нашего центра имеют большой опыт с самыми сложными формами заболевания и владеют методиками занятий и логопедического массажа при алалии.
Дифференциальная диагностика способна дать полную логопедическую характеристику ребенка с алалией и включает большое количество методик. Оптимальные способы исследований подбираются, исходя из индивидуальных особенностей, тяжести патологии и анамнеза.
Как и любое заболевание, алалию лучше лечить на ранних стадиях развития. Родители обязаны контролировать развитие малыша и вовремя посещать специалиста. Чем раньше будет выявлено отклонение от нормы, тем выше шанс на полное излечение. Алалия связана не только с дисфункцией речевого навыка, но и нарушениями памяти и концентрации внимания. Ранняя коррекция логопеда поможет избежать проблем в общении со сверстниками и посещения дошкольных образовательных учреждений.
Задачи логопедической работы при алалии
Системная работа над речевыми и психическими навыками направлена на ускоренное развитие участков мозга, ответственных за эти функции. Обязательными условиями достижения прогресса являются:
- Ранняя диагностика и начало лечения. Оптимальным возрастом для начала терапии принято считать 3-4 года. Но если заболевание проявилось раньше, нет смысла дожидаться этого возраста, начинать лечение стоит немедленно.
- Благоприятные внешние условия для лечения патологии. Обеспечение правильной и доброжелательной атмосферы в семье — первостепенная задача родителей. Часто причиной алалии является окружение ребенка и его социализация. Малейшее невнимание и пренебрежением может привести к мыслям о том, что с ним что-то не так. Не стоит акцентировать внимание на неполноценности, лучше вообще воздержаться от обсуждения проблемы в присутствии ребенка.
- Обеспечение общения ребенка с младшими товарищами, не имеющими проблем с речью, возвращает пациента на ранний этап развития и способствует устранению психологического барьера.
- Последовательный подход к терапии. Лечение нужно начинать с формирования простейших навыков, постепенно усложняя задачи.
- Игровая и бытовая форма преподнесения методик лечения. Не стоит навязывать ребенку занятия, вызывающие у него негативную реакцию. Речевые навыки желательно развивать в повседневной жизни и играх, стимулируя потребность в общении и социализации.
На первых порах важно преодолеть негативное отношение ребенка к специалисту и избавиться от страха перед занятиями. Эта задача достигается эмоциональными игровыми ситуациями, в которые малыша достаточно легко вовлечь.
Направления логопедической работы при алалии
Коррекционная работа при выявлении патологии должна вестись с помощью комплекса методов: медикаментозная терапия, психологическое и педагогическое вмешательство. Цель фармакотерапии — стимуляция созревания участков мозга, ответственных за речевую функцию. В качестве дополнительных методов медикаментозного лечения используются логопедический массаж, лазеро- и магнитотерапия, электрофорез, водолечение.
Алалия имеет системный характер, поэтому воздействие должно вестись на все сферы организма. При логопедических занятиях у ребенка стимулируется навык социализации, формируется активный и пассивный словарный запас, развивается связная и осмысленная речь, корректируется звукопроизношение.
Дети, у которых диагностирована алалия, получают помощь в специализированных дошкольных учреждениях и коррекционных центрах. Назначение схемы терапии должно происходить сугубо индивидуально в зависимости от особенностей течения заболевания.