Я почти улавливаю, что ты говоришь
У акустико-мнестической афазии симптомы проявляются прежде всего в слабом, неполном понимании речи собеседника. Пациенту трудно уловить контекст повествования, общий смысл обращенных к нему высказываний. При попытках говорить самостоятельно он сталкивается со следующими трудностями:
- Больной припоминает, для чего нужен тот или иной предмет и каковы его характеристики, но не может выговорить его название.
- Говорящий может повторять одно и то же слово неоднократно, а также делать неоправданно большие перерывы между словами.
- Пациент осознает, что его устная речь далека от совершенства. Он пытается восполнить дефицит слов интонациями, жестами, мимикой.
На протяжении суток у ребенка неоднократно меняется настроение. Периодически его охватывает тревожность, которая еще больше сужает объем слухового восприятия. Оперативная память пациента перегружается: хоть информация поступает в головной мозг, он не успевает своевременно ее обрабатывать.
Ровные буквы, сбивчивые слова
Основным механизмом акустико-мнестической афазии является утрата чувствительной основы слова за счет снижения формирования зрительной функции. Проще говоря, слова не вызывают у ребенка зрительных ассоциаций и эмоционального подкрепления. Пациент не связывает воедино картинку и стоящий за ней набор букв или звуков.
У акустико-мнестической афазии центральный дефект затрагивает также и способности к письменному общению. Если до развития заболевания ребенок уже научился уверенно читать и писать, он сохранит эти навыки. Однако каллиграфия будет автоматической, синтаксис и порядок слов в предложениях станут часто нарушаться. Когда пациенту будут диктовать текст, одни и те же выражения придется повторять неоднократно.
Иногда структура речевого дефекта при акустико-мнестической афазии распространяется на способность выполнять арифметические вычисления. Ребенок, который уже умеет складывать, вычитать, умножать и делить, не потеряет этих навыков — но ему будет сложно запоминать несколько чисел одновременно.
МРТ и картинки с предметами
Если у пациента выявлена вышеописанная структура дефекта при акустико мнестической афазии, ему необходимо посетить логопеда и невролога. Логопед исследует речевые аспекты нарушения высших корковых функций. Невролог сфокусируется на нарушении чувствительности по гемитипу (то есть только на одной половине тела) и на гемипарезе (то есть на снижении мышечной силы на этой же (либо другой) половине тела).
Диагностика затрудняется тем, что при неярко выраженном заболевании речь ребенка кажется нормальной — ведь паузы с целью подбора слов типичны для детей. Для выявления проблем врач будет просить пациента назвать изображенный на картинке объект или угадать предмет по его устному описанию.
Чтобы выявить отеки мозговых структур, кровоизлияния или опухоли, пациента могут направить на магнитно-резонансную томографию, компьютерную томографию, УЗИ сосудов головного мозга либо ангиографию. Необходимо исследовать гемодинамику — то есть выяснить, в достаточных ли объемах поступает кровь к нервным клеткам, и проанализировать активность кровотока в коре головного мозга.
От зрительных образов к сочинению историй
К коррекции коммуникативных навыков можно приступать только после устранения первопричины заболевания. Восстановительное обучение при акустико-мнестической афазии основывается на занятиях с логопедом, направленных на расширение речевой и слуховой памяти. У акустико-мнестической афазии механизм блокируется тем легче, чем раньше начать лечение. Логопед может приходить в палату к пациенту еще до того, как тот начнет вставать с кровати.
Центр детской речевой неврологии и реабилитации «Нейроспектр» возвращает пациентам речь за счет:
- работы со зрительными образами;
- восстановления ситуативно-обусловленной речи;
- запоминания фактической информации;
- самостоятельного развития сюжетов.
Сначала больным показывают изображения с подписанными названиями предметов, параллельно объясняя функции и область применения объекта.
На второй стадии восстановления ребенку дают речевые указания, на которые он должен ориентироваться для поддержания диалога.
Наконец, детям предлагают разгадывать кроссворды и загадки, запоминать адреса, даты и имена. Им рассказывают короткие истории и читают отрывки из книг, а затем просят пересказать их как можно более подробно. На финальной фазе ребенок самостоятельно сочиняет истории на основе предложенных сюжетов или показанных картинок.
Акустико-мнестическая афазия приводит к нарушению памяти в силу недостаточного кровоснабжения головного мозга. Для активизации кровотока пациентам назначают нейрометаболические препараты и нейропротекторы. Специалисты нашего центра отмечают, что благодаря высокой пластичности детского мозга достаточно преодолеть острый период заболевания — и восстановление речи пойдет исключительно быстро.
Дети вернутся в норму быстрее
Не стоит требовать от ребенка отличной успеваемости в школе сразу после преодоления болезни. Уже после полного восстановления коммуникативных навыков пациенту с афазией может быть трудно усваивать новую информацию.
Хорошая новость заключается вот в чем: при акустико-мнестической афазии центральный механизм разрушает мозг молодежи не столь значительно, как у пожилых людей. При комплексном подходе, сочетающем медикаментозное лечение с физическими упражнениями и иными разновидностями восстанавливающих терапий, срок полного излечения составляет в среднем пять лет. Однако среди молодых пациентов с крепким здоровьем иногда наблюдаются случаи ускоренного и внезапного избавления от болезни. Кроме того, у взрослых выздоровление обычно остается частичным — а у детей высоки шансы полностью восстановить функции головного мозга.
Стоимость 3500 рублей 1800 руб. только в этом месяце! *