Почему человек теряет способность говорить
Основная причина, по которой может пропасть уже сформированная речь — это грубое нарушение работы участков коры головного мозга. Причины такого поражения при акустико-гностической афазии могут быть любыми. Это травмы и инсульты, нейродегенеративные и инфекционные заболевания, опухоли. У детей состояние чаще всего вызывают:
- черепно-мозговые травмы;
- абсцессы внутри черепной коробки;
- аневризмы сосудов головного мозга;
- менингиты и энцефалиты.
Существуют и другие, не менее серьезные причины исчезновения речевых навыков. Афазия может быть первым симптомом этих тяжелых, угрожающих жизни заболеваний, поэтому если у ребенка наблюдается постепенный откат в речевом развитии, обязателен визит к неврологу. Если же речь потеряна резко, нужно присмотреться к ребенку и как можно быстрее проконсультироваться с неврологом , который может осмотреть малыша очно.
Как выглядит речь пациентов
Центральный механизм акустико-гностической афазии — одновременная потеря способностей к акустическому анализу и синтезу речи. Нарушения импрессивной речи при акустико-гностической афазии обусловлены потерей фонематического слуха — способности распознавать отдельные звуки. Не различая звуки, человек не может ни понять слово, ни произнести его. Иногда такое нарушение носит тотальный характер, для таких пациентов что речь, что бытовой шум звучат одинаково. Это тяжелые формы состояния. В более легких случаях нарушается восприятие только близких фонем — звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков, путаются назальные звуки [н] и [м]. В результате слова становятся неузнаваемыми. Слово «слова» может звучать для такого больного как «злоба», «дочка» как «почка», в результате наступает полная дезориентация в речевом потоке.
Произнося звуки, пациент тоже не различает фонемы. Поэтому набор звуков, которые он произносит, для внешнего наблюдателя выглядит полной бессмыслицей: пациенту кажется, что он произносит слово правильно, но слуховой анализатор не может проконтролировать ошибку, допущенную при артикуляции. Этот механизм приводит к тому, что при акустико-гностической афазии нарушается и экспрессивная речь. Одновременно страдает и поведение пациента: его раздражает, что никто не может его понять.
Как проявляется состояние
Состояние речевой функции при акустико-гностической афазии главный признак серьезных неполадок в центральной нервной системе. Это яркий, бросающийся в глаза признак, который насторожит даже далекого от медицины человека. По сути, акустико-гностическая афазия — это симптом других патологий нервной системы.
Отличительной чертой акустико-гностической афазии является именно потеря уже имевшихся речевых навыков. Этим она непохожа на различные виды алалий и задержки речевого развития. В таких случаях речь и не была сформирована, а афазии — это когда ребенок уже мог говорить, но перестал это делать.
У детей есть важные особенности диагностики афазий. Это:
- сложность оценки речевого развития пациента до периода осмотра по поводу отсутствия речевых навыков;
- вытекающая их этого сложность дифференциации афазии — симптома жизнеугрожающего состояния — и задержки речевого развития, которая требует коррекции, но пациент при этом вне опасности;
- характерные для педиатрии сложности в оценке слуха.
В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «Нейроспектр» работают врачи, опыт и знания которых помогают справиться со всеми этими проблемами и определить, нужна ли ребенку экстренная помощь. В этом им помогает современное диагностическое оборудование.
Течение болезни
В остром периоде, когда повреждающий фактор (болезнь или травма) активно действует, пациент может полностью потерять способность понимать обращенную речь и разговаривать. При этом он не осознает, что говорит неправильно, поскольку контроль слухового анализатора, который помогает здоровым людям оценивать ошибки в собственной речи, у него не работает. Чаще всего на начальном этапе заболевания у больного отмечается психомоторное возбуждение, которое сопровождается повышенной речевой активностью и раздражением из-за того, что его не понимают.
Когда повреждающий фактор перестает действовать, можно оценить тяжесть полученных повреждений и способность организма восстановить утраченные функции самостоятельно. Исходов может быть несколько — от тяжелой степени афазии, когда симптоматика остается практически на том же уровне, что в остром периоде, до легкой, когда пациент путает отдельные звуки и иногда не может соотнести вид предмета с его названием, при этом описывая сам предмет или объект — маленький, живой, пушистый, но не имея возможности назвать его — щенок. Иногда значительное улучшение происходит самопроизвольно, но консультация логопеда необходима даже в таком случае.
Как помочь ребенку снова заговорить
При ряде заболеваний, способных вызвать акустико-гностическую афазию, больному необходимо длительное наблюдение невролога, чтобы своевременно заметить и скорректировать отложенные последствия заболевания или травмы, если они проявятся. Здесь мы не будем говорить о конкретных препаратах и методиках, они применяются в таких случаях: речь идет об очень серьезных заболеваниях, которые должны лечиться под контролем специалиста, со строгим соблюдением его назначений.
В ходе лечения важно восстановить функцию речи. Без нее взрослые пациенты испытывают дискомфорт, но у детей такое состояние, кроме невротизации, приводит к отставанию в развитии, поскольку в возрасте, когда малыши уже умеют говорить, именно вербальное общение дает им большие возможности для развития. Специалисты нашего центра владеют современными методиками восстановления речи. Мы можем обеспечить ребенку наблюдение невролога, своевременное прохождение диагностических процедур, занятия с логопедом, при необходимости — логоневрологом, психологом и другими врачами и педагогами, которые занимаются вопросами коррекции речи и лечением болезней неврологического профиля.
Нельзя рассчитывать на то, что нарушения по типу акустико-гностической афазии пройдут самостоятельно. Если затянуть с коррекцией, проблемы закрепятся, и скорректировать их будет сложнее. Способы реабилитации подбираются индивидуально. Их выбор связан не только с выраженностью и особенностями нарушений, но и с увлечениями и характером пациента. Обязательная часть реабилитации — занятия дома. Что, как и когда делать, родителям расскажет логопед, наблюдающий ребенка. Без участия членов семьи реабилитация происходит гораздо тяжелее, ведь ребенку необходимы не только поддержка и пример, но и ежедневные логопедические упражнения.