Нарушения грамматических правил родного языка и ошибки в построении высказываний — это симптомы аграмматизма. У детей школьного возраста проявлениями аграмматизма являются однотипные ошибки при выполнении письменных работ, не связанные с незнанием учеником изучаемого материала. Для исправления аномалии необходимо углубленное логопедическое обследование и разработка индивидуального коррекционного маршрута. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития.
Почему возникают грамматические ошибки в устной и письменной речи
Логопеды и дефектологи призывают родителей создавать благоприятные условия для речевого развития детей. Незначительные дефекты звуковосприятия или произношения часто становятся предпосылкой для развития серьезной логопедической проблемы. Типичными причинами аграмматизма являются:
- общее психоречевое недоразвитие;
- тахилалия, афазия;
- воспитание ребенка в семье, где взрослые говорят на двух языках;
- нарушения в работе слухового анализатора и врожденные интеллектуальные отклонения;
- дисграфия.
В зависимости от причин, обусловивших логопедический диагноз, выделяют разные типы аномалии. Для устранения речевых проблем при говорении и письме необходима комплексная диагностика аграмматизма с использованием нейропсихологических инструментов. Наши врачи и педагоги с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции.
Какие существуют разновидности патологии
В логопедии виды аграмматизма обусловлены природой грамматических нарушений. К основным формам аграмматизма относятся фонетический (проявляется в трудностях произношения слов, приводящих к искажению смыслов), морфологический (проявляется в неправильном употреблении окончаний, склонении существительных и спряжении глаголов) и синтаксический (выражается нарушением построения предложений, когда пропускаются слова, меняется их порядок, или части предложения не связываются между собой).
Импрессивный тип диагноза предполагает, что малыш неправильно понимает смысл грамматических конструкций и лексическое значение слов или целых фраз. При экспрессивном аграмматизме понимание лексико-грамматических форм у детей сохранно, но при попытках выражения собственных мыслей они допускают ошибки согласования времен, искажают падежные окончания слов, пропускают главные члены в предложении.
Современные методы исправления дефекта
Коррекция аграмматизма предполагает систематическую работу по формированию навыков безошибочного употребления грамматических конструкций. Основное внимание специалистами «НейроСпектр» уделяется формированию правильных грамматических навыков. Для этого применяются не только традиционные методы повторения, но и разнообразные интерактивные подходы.
Игровые упражнения, ролевые игры и творческие задания помогают детям лучше понять и запомнить грамматические конструкции. Такой подход делает процесс обучения более интересным и эффективным. В рамках проведения коррекционной работы проводится анализ речевых ошибок. Специалисты выявляют конкретные типы аграмматизма у каждого ребенка, чтобы разработать индивидуальный план коррекции.
Для достижения положительных результатов лечения создается доброжелательная атмосфера, в которой малыш чувствует себя свободно и не боится ошибаться, экспериментируя с языком. Именно поэтому залогом успешности коррекционно-развивающей программы является:
- создание условий для компенсации речевого недоразвития;
- исправление дисграфии;
- устранение негативных последствий афазии.
Между тем занятия с логопедом-дефектологом не отменяют посещение врачей. Тяжелые формы речевых нарушений поддаются устранению только при условии прохождения маленьким пациентом курса медикаментозного лечения. Оно направлено на устранение нейрофизиологических нарушений, которые мешают нормальному развитию речевых навыков. В некоторых случаях подобные нарушения связаны с дисфункциями центральной нервной системы, что делает необходимым вмешательство специалиста для назначения соответствующих лекарственных препаратов и разработки индивидуального терапевтического маршрута.
Своевременное использование методик активизации мозга и понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые вызывают нарушения и мешают развитию ребенка, позволили создать эффективный алгоритм воздействия, восстанавливающий нормальную работу мозга.