Афазией называют нарушение речи, которое возникает из-за повреждения определенных участков мозга, отвечающих за речевые функции. Проявляется в трудностях понимания и формирования слов и предложений. Причины афазии у детей разнообразны: от травм и инсультов до инфекций и генетических заболеваний. Лечение требует комплексного подхода и коррекционной работы с логопедом-дефектологом, использования других методов, позволяющих сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга детей, в клиниках нашего Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей, специалистов в области функционального развития, которые применяют различные активизирующие методики для эффективной коррекции и лечения различных неврологических и психоречевых нарушений.
Классификация по основным формам
Как правило, нарушение характеризуется потерей уже развитой речи, которая происходит из-за локального органического повреждения участков мозга, отвечающих за речевую функцию. В отличие от алалии, при которой речь не формируется с самого начала, афазия приводит к утрате способности к вербальному общению, после того как речевые навыки уже достаточно освоены. Это касается как малышей старше трех лет, так и детей постарше.
Основные формы афазии у детей основываются на различных аспектах поражения и локализации речевых функциональных зон в мозге. Классификация нарушений включает следующие формы: сенсорная афазия (проблемы с пониманием речи), афферентная и эфферентная моторные афазии (нарушения артикуляции), акустико-гностическая и семантическая афазии (трудности в звуковом анализе и понимании сложных конструкций), акустико-мнестическая и динамическая афазии (нарушения памяти и развернутого высказывания).
Для амнестической афазии (номинативная) характерно нарушение номинативной функции речи — проявляется трудностью в правильном назывании того или иного предмета, когда ребенку удается сделать это лишь при подсказке первого слога.
Причины и симптомы
Афазия у детей — это сложное и многоаспектное состояние, которое возникает по различным причинам. Одной из основных является повреждение мозговых структур, отвечающих за речевую функцию, вследствие инсульта, травм головы или инфекционных заболеваний (менингит). Второй по значимости причиной является наследственная предрасположенность к нарушениям речи. Ранние условия развития (например, недостаток общения или стрессы в детстве) тоже серьезно влияют на формирование языковых навыков. Развитию нарушения способствуют различные психические расстройства. Результаты нейровизуализации демонстрируют изменения в активности и структуре конкретных областей мозга, подтверждая связь между неврологическими аспектами и возникновением расстройства.
При афазии ситуативная речь остается нетронутой, но значительно страдают другие виды речи: повторение, называние и т. д. Симптомы различаются в зависимости от того, какая именно форма нарушения наблюдается, но наиболее типичные из них следующие:
- ограниченный словарный запас, сложности с построением предложений и произношением полных фраз;
- проблемы с пониманием простых инструкций или вопросов;
- замещение слов на неподходящие или использование несуществующих слов;
- неконтролируемое повторение услышанных фраз или звуков (даже если это неуместно в контексте общения);
- частые проявления фрустрации или агрессии из-за неспособности выражать свои мысли и чувства;
- затруднения в написании слов и предложений, указывающие на нарушение языковых функций.
При обнаружении любого из приведенных симптомов афазии у своего ребенка необходимо обратиться за профессиональной медицинской помощью. Диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план лечения.
Диагностика и лечение
В ходе обследования специалист «НейроСпектр» оценивает речевое развитие ребенка, его способность к пониманию и производству речи, используя наблюдение и стандартные тесты, проводит наглядные тесты для оценки способности малыша назвать и описать предметы. Нейропсихологическое обследование помогает выявить сопутствующие нарушения. В результате формируется индивидуальный лечебный маршрут, направленный на преодоление языковых трудностей и развитие коммуникативных навыков:
- логопедическая терапия — восстанавливает и развивает речевые навыки, улучшая коммуникацию;
- коррекционные занятия — игры, арт-терапия и другие методы улучшают способности к восприятию и интерпретации невербальных сигналов, создают благоприятную атмосферу и мотивируют детей к обучению;
- медикаментозная терапия — назначение лекарственных препаратов, улучшающих нейропсихологические функции (используются в сочетании с другими формами терапии для достижения лучших результатов).
Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые мешают развитию у детей центрального отдела нервной системы, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.